Мы хотим, чтобы наши студенты получали лучшее в России образование; чтобы лучшие наши выпускники становились лучшими учителями России; потенциал научных школ вуза использовался для подготовки исследователей мирового уровня.
Нашим национальным достоянием и наиболее правильными инвестициями могли стать инвестиции не в новые буровые вышки, не в разведывание нефти, газа и других полезных ископаемых, а в человека. Именно это могло бы стать приумножением национального достояния, а не его растраты.
Что же такое образование современного человека? Знания и навыки устаревают, профессии исчезают или становятся радикально новыми в своем содержании, полученные знания оказываются ненужными, в то же время работодатели не находят нужных им специалистов. Это такой кризис образования, который, безусловно, очень виден в нашей стране. Выход, который находит современная цивилизация, состоит в том, чтобы человек постоянно учился, допустим, учился пользоваться современными техническими средствами. Все больше и больше возникает потребность в людях, которые умеют учить других и умеют учиться, поэтому возникают новые вопросы для образования, которое должно учить учиться, это лозунг, который все помнят с советских времен, но который плохо у нас реализуется, сегодня нам надо еще и научить учить.
Образование в нашей стране должно радикально измениться, с ним должно произойти то, что происходило во всем мире. Как было устроено высшее профессиональное образование в Советском Союзе? Мы знаем, что большая часть выпускников вузов шли в военно-промышленный комплекс, существенная доля их шла в педагоги, кто-то продолжал обучение в аспирантуре и становился исследователем.
Каково сегодня видение российских программ высшего образования? Во-первых, сейчас продолжается узкопрофессиональное образование, и оно, как мы полагаем, в перспективе будет уменьшаться, во-вторых, новое явление в сегодняшнем мире - это широкое высшее образование, к которому будут относиться и подготовка педагогов, продолжение обучения от бакалавриата к магистратуре и от магистратуры к аспирантуре.
Наш университет, как и настоящий университет, готовит выпускников по разным направлениям, но у всех этих направлений должно быть общее ядро, база для этого ядра - бакалавриат педагогического образования. Это официально узаконенное в РФ направление подготовки кадров, это очень широкий стандарт, по которому готовят и учителей начальной школы, и учителей истории, и учителей информатики, и учителей физики. Очевидно, что это универсальное образование (надо просто правильно прочитать стандарт), которое как раз и должно готовить всех выпускников к тому, чтобы они умели учиться и учить. В этом содержится основная миссия нашего университета - мы готовим тех выпускников, которые умеют учиться и умеют учить. В мире в течение последних тысячелетий такой подход к образованию свободного человека назывался artesliberales, или в английском варианте The liberalarts. Возникло это образование для свободного, вольного человека еще в Античности, потом продолжилось в Средние века как семь свободных искусств (тривиум и квадривиум), сегодня это одна из самых популярных в мире моделей свободного образования, дающего широкое образование. Мы считаем, что этот подход может стать универсальным, одним из основных подходов российского образования и основным подходом в педагогическом образовании. Мы будем разрабатывать свой стандарт, об этом у нас есть договоренность с Минобрнауки и министром, но базирующийся на стандарте бакалавра педагогического образования широкого профиля. Каждый выпускник нашей программы сможет работать учителем начальной школы, более того, у него будет очень большая практика работы в детском саду и в начальной школе. Мы знаем, что в учителя начальной школы в царской России шел любой выпускник гимназии, а начальная школа тогда была ничуть не проще, чем сейчас. К профилю учителя начальной школы у нас может добавляться профиль учителя тройного предмета или исследователя в той или иной научной области (ведь у нас очень большой научный потенциал) - социолога, искусствоведа, переводчика, менеджера. Это тот вариант образования, который мы рассматриваем сегодня для нашего университета. К основному (majors) может идти еще и дополнительный профиль (minors).
В чем состоят основные предметы широкого бакалавриата? Конечно, коммуникации тот базовый предмет, который будет идти начиная с первого курса. То, что русский язык отсутствует в учебном плане для учителя начальной школы, - недоразумение, безусловно, наши студенты должны говорить и читать на иностранном языке, владеть видеотехнологиями, театр должен быть частью нашей программы, как и традиционное для бакалавриата исследование, которое как вид деятельности тоже необходимо каждому учителю. Поскольку мы имеем в виду, что исследование - важнейший вид деятельности любого современного человека, мы хотим, чтобы в нашем университете работали ученые мирового масштаба, такие ученые у нас есть, и общение с ними важный элемент образования. Наши курсы должны быть понятными, доступными, привлекательными и мотивирующими для всех наших студентов. Принципы нашего обучения во многом выработаны всей мировой традицией свободного бакалавриата, но мы их применяем к нашей ситуации.
Нам нужна реальная работа в школе, та педагогическая практика, которая сегодня входит в учебные планы педагогических вузов, но часто не выполняется и становится формальной, что нас абсолютно не устраивает. У нас есть возможность включиться в работу в школе, это намного честнее, чем происходило во всех педвузах в последнее десятилетие. Сегодня общее образование, средняя школа забегает вперед по сравнению с педвузами, это одна из тех диспропорций, которые должны быть устранены в ближайшие годы. Педвузы должны выйти на передовые рубежи и в смысле знаний, которые получают их выпускники, и в смысле качества этих выпускников. Например, я обращался к студентам первого курса (300 человек) с вопросом, кто из них хотел бы поработать 6 недель в детском саду в качестве помощника воспитателя, из трехсот человек 20 сказали, что эта идея вызывает у них сомнения и они не готовы, из них было трое мальчиков.
Самостоятельная активная учебная деятельность - это именно то, что может научить учиться, если заниматься этим активно, скажем, в математике это решение задач. Мы считаем, что большой объем теории высшей математики, который никогда не применяется в работе учителя, некоторое историческое недоразумение. Умение решать задачи, в том числе и сложные задачи из ЕГЭ, олимпиад, - тот относительно небольшой объем высшей математики, который может пригодиться. Это поиск информации для учителя любого предмета, да и вообще для современного человека. Мы все время готовим учителя именно как современного человека, это эксперимент, который тоже должен находиться в арсенале интеллектуальной деятельности любого современного человека. Это принципиальное сокращение пассивных лекций, уход от той самой дюжины курсов, которую еженедельно должен слушать современный студент. Все вместе это будет создавать совершенно новую мотивацию у студентов. Мы хотим перейти в совершенно другую ситуацию, когда знания получают прежде всего как ответ на потребность в них, из-за той самой мотивации.
Очень важная позиция во всем образовании, что выпускник школы не принимает сразу решения, что, допустим, будет инженером-теплотехником. Что будет с ним через пять лет, когда теплотехника будет совершенно другой, а он захочет быть искусствоведом? Так происходит постоянно во всем мире: возможность, придя в университет, сделать выбор в первый раз, а потом его радикально менять по ходу обучения, - для нас принципиальная позиция. Для нас важно использование современных цифровых технологий, безусловно, идея о том, что дистанционные образовательные технологии должны постоянно использоваться в каждом занятии, для нас совершенно очевидна. Все должно быть погружено в цифровую среду, все работы преподавателей и студентов должны быть там. И это для нас очевидно.
Важная позиция, связанная с мировой тенденцией, - помощь тьюторов, в частности, наших собственных магистрантов и аспирантов, многие из которых готовятся быть педагогами, а многие из тех, кто не будет педагогом, все равно должны получить умение учить другого начиная со своих собственных детей.
Для нас сегодня очень важна честность в самых разных вещах: и в тех отчетах, которые мы подаем в министерство, и в тех принципах, по которым у нас принимают экзамены, когда не должно быть ситуации «три пишем, два в уме». Безусловно, мы будем усиливать работу с региональными вузами. Министерство образования и науки РФ очень большое внимание уделяет реформам российского образовании. Я надеюсь, что реформирование приведет не к закрытию педвузов и их обязательному присоединению к классическим университетам, а к реальному рассмотрению того, что происходит в каждом регионе. Мы уже обсуждали эти вопросы с министром образования и науки РФ Дмитрием Ливановым, в частности, роль нашего вуза как головного в педагогическом образовании в России, дистанционную работу с нашими филиалами, со всеми, кто в регионах захочет получить наш диплом заочного или очного обучения в дистанционном режиме, наши договоры с руководителями региональных структурных отделений в образовании, соответствующее распределение, которое мы понимаем как помощь выпускникам и работодателям в поиске друг друга. Часто мы говорим о том, как было хорошо в советское время, но ведь это оборачивалось издержками и для выпускников, и для работодателей, например для школ. Мы считаем, что сегодня реально не более 10% выпускников школ идут в педвузы и не более 10% наших выпускников школа готова видеть у себя. Достижение этого баланса, а именно предложение лучших наших выпускников лучшим московским школам, - то, что я хотел бы видеть в рамках нашего распределения. Следующие 10% выпускников могут проявить себя во время практики, могут показать себя, получить соответствующую аттестацию и тоже найти себе место в московской школе, но это уже не будет гарантией и долгом университета. Мы хотим перейти от идеи, что все поступающие на педагогическое отделение должны сдавать естествознание. Мне кажется, это наиболее позорный элемент ЕГЭ. Я считаю, что необходимо дать возможность нашим поступающим сдавать ЕГЭ по тому предмету, в котором он считает себя сильнее всего. Если это биология, то сдавать ее и поступать на биолого-химический факультет, с тем чтобы после трех семестров он мог принять решение и перейти на филологический, сдав соответствующие экзамены. Можно говорить о многом, в частности, о границе между платным и бесплатным образованием и о том, что оно должно формироваться динамически.
Каким образом будет устроено взаимодействие со школой? Работа нашего студента на протяжении всего обучения - тот реальный сдвиг, который будет реализован в нашем образовательном процессе, после выпуска это год работы в школе. Я уверен, что большинство наших лучших выпускников, с которыми мы сегодня работаем, понравятся нашим московским школам, что у них будет возможность получения очень высокой зарплаты - не ниже, чем средняя оплата по школе, и уж наверняка выше, чем средняя зарплата по регионам. Таким образом, наши лучшие выпускники, которые хотят работать в школе, будут там работать.