В чешской системе образования я не увидела той напряженности учителей и учеников, что преследует нас последние годы. Нет ощущения постоянного оценивания, конкуренции, битвы за результат. Во всех учебных заведениях, что нам удалось посетить, идет спокойный образовательный процесс. Везде видна комфортная, психологически безопасная обстановка как для ученика, так и для учителя.
Главное действующее лицо в чешском образовании ребенок, а педагогам предоставлена возможность учить его, поддерживать, развивать способности. Ответственность за образование ребенка лежит на семье. Здесь не принято в неуспешности ученика обвинять школу и педагогов. Широкий спектр образовательных учреждений среднего звена позволяет родителям подобрать ребенку учебное заведение, наиболее полно отвечающее его способностям, интересам и возможностям. Если способности ребенка позволяют, он может получить академическое образование в гимназии, причем и здесь предусмотрены различные программы: восьми-, шести- и четырехлетнего обучения, с возможностью дальнейшего обучения в вузе. Каждый вуз проводит свой вступительный экзамен уже в мае, до того как выпускники сдают выпускной экзамен в школе. Таким образом, на выпускной экзамен не ложится такой огромной ответственности, как на наш ЕГЭ, что тоже некоторым образом снижает уровень тревожности и у учеников, и у педагогов. Выпускникам «обычной» средней школы тоже предоставляют выбор: сдавать экзамены на «аттестат зрелости», позволяющий поступать в вуз, или получить свидетельство о среднем образовании и дальше учиться в «специальной школе», получая среднее профессиональное образование.
Чешские педагоги, как и их российские коллеги, преданы своему делу, любят учеников. Но в отличие от нас они не перегружены отчетностью, диагностическими и контролирующими работами и той огромной ответственностью, возложенной на современного российского школьного учителя нашим обществом.

Надежда ГРИГОРОВИЧ, педагог-психолог школы №1567