Мои товарищи по конкурсу имели счастливую возможность ознакомиться с чешской системой образования во всей ее полноте. В нашей насыщенной программе были университет Масарика, профессиональный колледж и три абсолютно разных школы: старая гимназия в центре города, типовая школа в спальном районе и образовательный холдинг «Школа без границ», где дети мигрантов со всего мира могут в комфортной среде пройти все ступени обучения - от детского сада до старших классов.
Мы отметили множество отличий в организации образования Москвы и Брно. Там меньше государственная и городская поддержка, но при этом меньше объем бумажной отчетности. Для чешских учителей характерны творческий подход к учебному процессу, высокая инициативность, которые определяются не распоряжениями сверху, а свободной волей самих педагогов. В то же время тамошний учитель имеет меньше возможностей для карьерного роста и продвижения на городском, государственном и международном уровнях, поскольку в Чешской Республике не развита система конкурсов, грантов, внешних поощрений, которые есть у нас.
При всех различиях мы увидели, что наши зарубежные партнеры готовы к сотрудничеству. Учителя Брно заинтересованы в обмене опытом с российскими коллегами. Кроме того, в один из дней стажировки я был приглашен в Российский центр науки и культуры в Братиславе (Словакия), при котором действуют курсы русского языка. Сотрудники центра выразили готовность участвовать в совместных российско-словацких проектах и предложили любопытные идеи для дальнейшего взаимодействия. Интерес к русскому языку и российским педагогическим идеям - характерная черта сегодняшней Восточной Европы, поэтому есть надежда, что прошедшая стажировка - это начало долгого и плодотворного сотрудничества отечественных и зарубежных педагогов.

Александр ПАШКОВ, доцент МГПУ