В школах Чехии есть дневники и журналы, учебный год начинается 1 сентября и заканчивается последним июньским днем. Каникулы дважды в год - рождественские и летние. Учебная неделя длится пять дней, строго контролируют количество учебной нагрузки детей, для каждого возраста она своя. Домашние задания детям задают, есть внешкольная работа и кружки, доступные по цене для родителей, в некоторых школах есть группа продленного дня, причем она длится как до уроков с 6.00 до 7.40 (уроки начинаются в 8.00), так и после уроков, до 17.00. На вопрос об организации питания мы получили интересный ответ, который в прямом переводе с чешского звучал как «родители платят только за продукты, из которых готовится еда», что означает, что расходы на питание включают организацию работы столовой, коммунальные платежи, зарплату работников, амортизацию помещения, сервис. Отсюда четкое деление бюджетных расходов (государственных и семейных), ответственности и обязанностей. Образовательные учреждения ведут внебюджетную деятельность. Профессиональное училище имеет колбасный и кондитерский цеха, мы продегустировали очень нежные колбасы и копчености, которые можно купить в магазинчике при колледже, да и в городе есть несколько точек. Вкусно и недорого. 25 сортов пирожных, изготовленных студентами, продают в магазинчике, мы их тоже продегустировали - необыкновенно вкусно! - от 8 до 12 крон, умножьте на 1,7, и получите цену в рублях. Огромное количество кружков и секций, которые мы увидели в одной из школ, работают как за государственный счет, так и за счет финансирования родителей, что, кстати, они спокойно воспринимают, ведь это важное вложение в образование ребенка. Да и расходы эти, как оказалось, вполне бюджетны и по карману даже для родителей детей-мигрантов. Система образования в Чехии бесплатна для обучающихся 1-й и 2-й ступени образования, то есть до завершения основной школы. Много общего в организации работы школы, также по вечерам уборщицы моют классы, где подняты стулья, такие же дети с гаджетами встречаются в коридорах, на уроке биологии мы увидели знакомый скелет человека, который есть в каждом кабинете биологии Москвы. Есть ли проблемы образования в Чехии? Об этом мы услышали на лекции Карела Панчохи, директора института инклюзивного образования Масарикова университета. Это прежде всего невысокий престиж профессии учителя, высокая феминизация, отсутствие системы повышения квалификации и аттестации педагогических кадров, что, как оказалось, сужает возможности профессионального и карьерного роста педагогов. То, что имеем возможность за бюджетный счет раз в 3 года повысить квалификацию, взволновало наших чешских коллег, потому что это великое благо профессионального развития, а мы это воспринимаем как обыкновенную данность. Аттестация педагогических кадров, возможности включения результатов профессионального роста в стимулирующую часть зарплаты учителя тоже представляет для наших коллег достижение нашей образовательной системы. Там, в Чехии, мы особенно оценили, что московское правительство и наш Департамент образования реально заботятся об учителе, повышении престижа и общественного признания деятельности. Гранты учителям и школам, введение почетных званий московского учителя, кажется, потрясли наших коллег, а ведь там столько талантливых учителей, энтузиазм которых надо поддерживать! А еще важный плюс нашей системы образования - конкурс профессионального мастерства и общественного признания «Педагог года Москвы». Его цель - мотивация на творческую работу, показ лучших образовательных практик, повышение престижа. Мы много хороших и добрых слов говорили своим коллегам, дарили им номера «Учительской газеты - Москва». Они были удивлены, что жизнь учительства освещает самостоятельное педагогическое издание, да еще имеющее интернет-версию. Им была интересна и ценна сама идея!
Я очень благодарна нашему департаменту за организацию поездки в Брно, знать бы, кого поблагодарить лично, я бы от души это сделала. Мне хочется, чтобы и другие учителя имели такую же возможность. Ведь именно учитель был и остается движущей силой образования. За время пребывания в Брно мы успели соскучиться по нашим ученикам и коллегам. Я определила для себя, что в отечественной педагогике и образовании были великие имена подвижников Макаренко и Сухомлинского, есть и сейчас передовые учителя, которые вносят вклад в образование и воспитание подрастающего поколения.

Елена СОКОВА, учитель начальных классов школы №1095