В ежедневных рефлексиях по завершении каждого рабочего дня в Брно слышалось наиболее повторяющееся слово - счастье. Знаете, почему были счастливы эти московские учителя? Не только потому, что были награждены зарубежной поездкой, - они все опытные путешественники и уже давно объездили Европу. «Лицом к лицу лица не увидать, большое видится на расстоянии» - эти поэтические строчки и про наших коллег, потому что погружение в чешскую систему образования позволило как в зеркале увидеть свою родную московскую систему образования. И не потому, что они похожи (напротив, есть разительные отличия), а потому, что это позволило на неделю погрузиться в 24-часовой ритм споров, анализа собственной педагогической деятельности, помогло отделить зерна от плевел, увидеть, что же главное в профессии учителя, на расстоянии ощутить глубокое чувство патриотизма, любви к своим детям, школам, педагогическим коллективам, найти слова огромной искренней благодарности ко всем, кто причастен к организации стажировки финалистов конкурса в Брно - от идеи до воплощения. А еще была у всех теплая гордость за собственную систему образования Москвы. Там, в Брно, москвичи по-настоящему оценили реальные шаги столичной государственной политики развития образования, особенно в части поддержки педагогических кадров. Ведь реальная зарплата, конкурсная и грантовая поддержка, аттестация и система повышения квалификации, различные возможности профессионального развития и признания профессионального мастерства у наших чешских коллег вызвали глубокое восхищение.
Что же московских учителей так потрясло в Брно - втором по величине городе Чехии, в котором живут около 370000 жителей? Прежде всего все прониклись средневековой красотой самого города с богатой историей, культурой и традициями, расположенном на площади 230 кв. км. Насколько это меньше Москвы, понятно, но Брно имеет выгодное расположение в центре Европы, это перекресток железнодорожных, авто и воздушных путей, современный и динамично развивающийся центр производства, торговли, науки и инноваций Юго-Моравского края, столица судебной власти Чехии, центр торговли и международных выставок. Но самое главное - это город образования, университетский город, где 6 государственных и 5 частных вузов, более 60 тысяч студентов. Здесь работа транспорта организована по циклу учебного года - транспорт с 1 сентября по 30 июня оживает! В Брно действуют государственные, частные и церковные школы; детские сады, средние профессиональные школы и университеты, то есть вся вертикаль по уровням образования: от дошкольного до высшего. Соответственно есть деление по возрастам: детские сады для детей 3-6 лет, основные школы для детей 6-15 лет, средние школы для юношества 15-19 лет, вузы для молодежи 19-24 лет.
Образование в Чехии законодательно регулируют два закона: закон 561/2004 Sb. o предшкольном, среднем, высшем, профессиональном и других типах образования (этот закон в Чехии называют школьным законом) и закон 563/2004 Sb. - регулирует деятельность педагогических работников.
Образование в Чехии, как и в России, начинается в детском саду. Большую долю детских садов Брно составляют государственные - их 137, частных - 12, краевых - 8, принадлежащих Министерству образования - 2. Государственные детские сады имеют такие рамочные очертания: 137 детских садов, которыми охвачено 11156 детей, в каждом детском саду может быть от 1 до 12 групп, часы работы детского сада 6.30-17.00. В среднем в группе 25 детей, среднее количество детей на учителя - 14 чел. Да, и самое главное, в Чехии нет профессии воспитателя! Есть учитель детского сада! Почему учитель? Да потому что осуществляет дошкольное образование. Там существует рамочная образовательная программа для всех детских садов, а образовательная программа каждого детского сада определяется специализацией: музыкальной, изобразительным искусством, здоровым образом жизни, физкультурой.
В Брно 66 государственных основных школ, в которых учатся 25000 учеников. При этом в соответствии с рамкой уровней образования есть неполные школы (с 1-го по 5-й класс) и полные школы (с 1-го по 9-й класс). В среднем количество детей в классе - 22 чел. Для школ в Чехии существует рамочная образовательная программа, а далее каждая школа имеет свою направленность: языковую, естественно-научную, информатику, спорт, общую направленность. Специфика может определяться территориальным расположением, например, есть в Брно цыганские районы и соответствующие социальные проблемы. Существует в Чехии так называемое образование по интересам, ставшее аналогом дополнительного образования, действуют группы продленного дня для учеников 1-5-х классов, школьные клубы для учеников 6-9-х классов, центры досуга (внешкольные учреждения), где есть кружки, искусство, спорт. Аналоги школ искусств для талантливых детей - так называемые основные школы с уклоном на изобразительное искусство. В школах организовано питание, которое финансирует государство (родители оплачивают только стоимость продуктов), и предоставляется в детских садах, основных и средних школах. Родители принимают активное участие в софинансировании питания, которое доступно, разумно, вкусно и полезно. Средними школами управляет краевое управление образования. Типы средних школ в Брно: гимназии, средние специализированные школы, профессиональные училища.
В Брно несколько университетов, главный из которых - Масариков университет, который нас радушно встречал. Он второй по величине в Чехии после Карлова университета в Праге, насчитывает 25000 студентов. Кроме Масарика (так ласково все называют этот вуз) в Брно есть академия музыкальных искусств имени Л.Яначка, Университет сельского хозяйства и леса имени Менделя, университет ветеринарии и фармации, технический университет, университет обороны. Всего в Брно учатся 60000 студентов.
В соответствии с законом о педагогических работниках определены категории должностей педагогических работников:
    учитель;
    педагог в образовательных организациях разного типа;
    воспитатель;
    специальный педагог;
    психолог;
    педагог внеклассного образования;
    ассистирующий педагог;
    тренер;
    методист по вопросам профилактики психолого-педагогического консультационного центра;
    ведущий педагогический работник.
В Чехии различают учителей по ступеням образования:
    учитель начальной школы (образование: среднее профессиональное или бакалавриат);
    учитель первой ступени средней школы (mgr.);
    учитель второй ступени средней школы (mgr.) (распространено обучение по двум педагогическим специальностям);
     учитель профессионального образования (mgr.) (философские и природоведческие кафедры).
Специальные педагоги с квалификацией по специальности «специальная педагогика» могут работать в специальных школах, консультационных центрах, массовых школах для обеспечения инклюзии детей с инвалидностью.
Высшее образование для педагогов - обязательное условие. Педагогические работники имеют дипломы о высшем образовании: до 1946 года дипломы педагогических институтов, с 1946 года - дипломы педагогических факультетов, созданных при всех вузах, причем 4-летнее образование нужно для средней школы, 5-летнее образование - для профессиональной подготовки. На данный момент действует 3-летнее обучение на бакалавриате, 2-летнее в последуюшей магистратуре. Для желающих затем возможна докторантура (3-4 года). На педагогическом факультете Масарикова университета есть направления подготовки по дошкольному образованию, первой ступени средней школы (начальной школы), все предметы программы средней школы, специальная педагогика, социальная педагогика, галерейная педагогика.
Трудоустройство выпускников осуществляют следующим образом: выпускник-бакалавр может работать ассистентом педагога в средней школе, инструктором внешкольного образования, заниматься социально-воспитательной работой с различными целевыми группами (для пожилых, инвалидов), в детских садах и школах для детей с особыми нуждами. Выпускники-магистры могут работать учителями-предметниками в школах разного типа, тут Болонская система в действии, то есть то, к чему движемся мы.
Каковы же современные проблемы учительства Чехии? Это низкий престиж профессии, высокая феминизация, невысокие зарплаты, низкий потолок карьерного роста, пробелы стандартов педагогической деятельности, «отчуждение теории и практики при подготовке учителей» - именно такой перевод с чешского сделан в знакомом вопросе о разрыве науки и практики образования.
Программа нашего пребывания была насыщенной, во-первых, благодаря очень точному реагированию операторов стажировки на запрос нашей целевой учительской группы. Оператором выступил Российский государственный социальный университет, который имеет много соглашений с разными вузами, но с Масариком они побратимы. Встретивший нас в Брно гид-переводчик - сотрудник РГСУ Михаил Цыганов - сам оказался воплощением ренессанса, как будто сошедший с небес, он стал настоящим ангелом-хранителем нашей московской группы, который решал любые возникающие проблемы, более того, ввел нас в деятельность русского просветительского культурного центра Брно и всего Моравского края, открыв для нас встречи с соотечественниками, живущими за рубежом. Это тоже было удивительное открытие! Встреча с председателем этой русской общественной организации Любовью Вондроушковой всех потрясла. Ласка - так преводится на чешский имя Любовь, она и стала воплощением любви, заботы и нежности в общении с русскими. Мы нигде больше такой любви к русским не встречали, как в Брно! Эта лиричная поэтесса Вондроушкова, которая после 30 лет жизни в Чехии сама стала лучше говорить по-чешски, чем по-русски, поражала нас ранимым восприятием жизни. Она читала нам стихи на Аустерлицком поле, в старинных замках, по дороге в автобусе. Лирика нас сопровождала всюду, лирика любви к России, к родине, к Москве. Лирика захлестнула нас и согрела любовью к Чехии, Брно и всей системе чешского образования. Мы действительно успели восхититься и полюбить всех этих подвижников - чешских учителей и директоров, чиновников, у которых также горят глаза на работе, они любят своих учеников. Каждый день, приходя на лекции в Масариков университет, мы проходили мимо памятника Яну Амосу Коменскому, педагогические идеи которого живут в простых брненских школах и детских садах, и везде работают талантливые люди.
Московская делегация переезжала на трамваях от школы к школе Брно. Мы все имели отличительные бейджи, на которых было написано «московский учитель», у брненцев такое учительское нашествие вызвало небольшой переполох. Эмоциональные разговоры московских учителей в транспорте о чешской системе образования вызывали улыбки и благосклонную корректность у старшего поколения, поскольку они прислушивались и понимали смысл бурных диалогов (все они понимают русский язык, поскольку 20 лет назад его изучали в чешских школах). А молодые уважительно кивали в нашу сторону и говорили: «Москевске учителки идут». Действительно, визит финалистов московского конкурса профессионального мастерства для чехов стал неким феноменом, ведь в педагогической организационной европейской культуре не принято вести открытую трансляцию опыта через систему открытых уроков и уж тем более череду конкурсных испытаний. Взаимный профессиональный интерес был столь велик, что завершался взаимными клятвенными обещаниями крепить дружбу.
Вероятно, поэтому нашей делегации была оказана честь быть на трех официальных приемах. В магистрате нашу делегацию приветствовала госпожа Яна Богуневская - заместитель мэра города Брно. Глава Департамента образования, молодежи и физического воспитания Мартин Елинек и начальник педагогическо-организационного отдела госпожа Мария Клусонева провели встречу с нашей делегацией, где прошла встречная презентация двух образовательных систем. От нашей делегации Александр Пашков представлял презентацию «Московское образование глазами учителей». Дебютантка конкурса Алина Рыбина потрясла начальника департамента и его заместителя коротким мастер-классом по рисованию на тему «Творческая смелость». Господин Елинек и госпожа Клусонева оказались людьми творчески смелыми, за 2 минуты создали художественные шедевры, которые мы привезли в Москву в надежде передать как свидетельство нашей творческой стажировки руководителю Департамента образования Исааку Калине как некий сертификат качества московских учителей, которые в любой точке мира могут себя показать миротворцами, то есть творцами мира!
Чиновник в образе ангела - специалист отдела профилактики и внеклассной работы Департамента образования Юго-Моравского края Вера Коупилова - сопровождала нас по школам. Она во всех школах была преисполнена такой величавой гордости за всех детей, учеников, учителей всех школ, что вызвала восхищение московских учителей.
Знаете, какое еще было открытие? Торжества советской педагогики! Когда мы посетили так называемую массовую школу на окраине Брно - Новолишеньскую среднюю школу (Novolisenska 10), дети сделали нам подарок своими руками - памятные сувениры по физике. Можете себе представить? Все эти поделки двигались, летали, приземлялись, крутились. Мы удивились, что это они делают на кружке по физике! Кто-то ошарашенный прошептал, что, мол, это все занимательная физика Перельмана. Когда с экскурсией пошли по школе, вошли в кабинет физики, то увидели типовой хорошо оборудованный кабинет, но подумали, что в Москве есть кабинеты и получше. Скромно спросили директора школы Йозефа Новака: «А на учительницу физики можно поглядеть?» Он постучал в дверь лаборантской (заметьте, все директора Чехии стучат, прежде чем войти!!!), оттуда вышла учительница. Пан Новак сказал: «Вот пани учительница физики». Наша делегация улыбнулась и, не сговариваясь, зааплодировала! Учительница сначала удивилась, а когда ей сказали, что здесь финалисты профессионального конкурса, удивилась еще больше. Когда наша Ира Мубаракшина сказала: «У нас вы были бы победителем», наша делегация снова зааплодировала. А учительница после паузы на русском языке сказала, что она училась по советской педагогике, в 1974 году окончила Волгоградский пединститут. Мы снова зааплодировали и смахнули слезу.
Самой волнующей и запоминающейся была встреча в российском консульстве с консулом Андреем Шарашкиным, потому что теплое чувство патриотизма там особенно нас согревало. Много, очень много замечательных педагогов и руководителей чешского образования встретили мы. Карел Панчоха, первый зам. декана педагогического факультета по развитию, директор Института инклюзивного образования, госпожа Яна Маркова, директор профессиональной школы кулинарии, торговли и услуг, и зам. директора Йиржи Кучера, Яна Главичкова, директор средней школы и детсада Брно, - мы их всех помним и благодарим. Потому что «москевске учителки» вернулись из Брно с особым чувством. Увидев замечательную систему образования Чехии, обернулись на свою. В гостях хорошо, а дома лучше!

Лариса ЛЬВОВА, ученый секретарь Московского института развития образования, руководитель учительской делегации в Брно