Участники конференции - руководители образовательных организаций; руководители и специалисты органов государственной власти и органов местного самоуправления, осуществляющих государственное самоуправление в сфере образования; преподаватели вузов, колледжей; сотрудники научно-исследовательских институтов, а также лица, включенные в управленческий кадровый резерв, - обсудили московские региональные требования к руководителю образовательной организации как отражение модели эффективного менеджмента, проблемы формирования и подготовки кадрового резерва руководителей системы образования, проектирования программ профессионального развития и дополнительного профессионального образования действующих руководителей и кадрового резерва руководителей (сравнительный анализ институциональных практик), подготовки школьных управленческих команд как механизма повышения эффективности деятельности образовательной организации. В центре внимания были также такие темы, как «Руководитель образовательной организации в условиях управления изменениями: проблемы и новые модели проектного менеджмента», «Современные модели управления профессиональным колледжем: проблемы и инновации». В рамках конференции состоялись круглые столы и мастер-классы по обмену инновационным опытом решения проблем формирования и подготовки кадрового резерва руководителей, новых форм и способов профессионального развития руководителей образовательных организаций, создания школьных управленческих команд. С основным докладом на конференции выступила директор Московского института развития образования доктор исторических наук, профессор Мария ЛАЗУТОВА.

Мы живем в особое время, когда уместно вспомнить о том, какое сегодня «тысячелетье на дворе». Наступила новая эра управления образованием - совершенно иной исторический момент. Новизна ситуации обусловлена вызовами времени и глобализации, информатизацией и колоссальными изменениями современного поколения детей. Сегодня определена новая государственная кадровая политика, реализация которой начата с 2010 года в рамках Федеральной программы «Подготовка и переподготовка резерва управленческих кадров» до 2015 года.
Сегодня в управлении образованием центральной фигурой выступает не директор школы или колледжа, не заведующая детским садом, а руководитель образовательной организации, которому на современном уровне необходимо учиться управлять многофункциональной, многопрофильной или многоуровневой образовательной организацией. Это определено законом «Об образовании в РФ». В статье 26 (глава 3) «Управление образовательной организацией» четко указано, что руководитель образовательной организации осуществляет текущее управление деятельностью организации на основании принципов единоначалия и коллегиальности, законодательно установлена обязательность коллегиальных органов управления, к которым теперь отнесены не только конференции и педагогические советы, но также попечительские, управляющие, наблюдательные советы, включая советы учащихся и профсоюзы. В условиях столичного мегаполиса ответственность управления организацией многократно усиливается количественным составом обучающихся и работников организации, структурными, территориальными разветвлениями организации. Расширение компетенций, прав, обязанностей и ответственности образовательной организации для системы повышения квалификации и переподготовки руководящих работников образования ставит совершенно новые задачи.
В связи с этим подготовка управленческих кадров должна исходить из законодательно установленных требований к управлению образовательной организацией:
- расширение полномочий и самостоятельности управления организацией для обеспечения работы и развития образовательной организации в соответствии с современными требованиями;
- обеспечение информационной открытости и доступности информации о всех компонентах деятельности образовательной организации: от нормативно-правовых и финансово-хозяйственных до образовательных достижений каждого обучающегося;
- формирование коллегиальных органов управления образовательной организацией должно быть основано на принципе командного формирования управленческого ядра образовательной организации.
Успех и эффективность управления образовательной организацией сегодня определяет управленческая команда образовательной организации. В этом - совершенно новый посыл подготовки управленческих кадров для системы образования Москвы - крупнейшего в мире столичного мегаполиса, население которого составляет 11,5 млн человек.
Генеральная цель московского образования - увеличение вклада системы образования в рост конкурентоспособности Москвы как одного из мировых центров современной цивилизации. Как отметил министр образования Москвы Исаак Калина, никогда ранее такая задача не ставилась. В советское время Москве в России было не с кем соревноваться, а в силу закрытости нашей страны не могло быть полноценной конкуренции и с городами Европы и мира. Сегодня ситуация изменилась. Главным результатом развития Москвы как столицы великого государства должна стать ее долгосрочная конкурентоспособность на мировой арене. Вклад системы образования в конкурентоспособность города - решение двух основных задач: создания условий для развития способностей каждого московского ребенка и сохранения в обществе консолидирующей роли системы образования. Именно поэтому в Москве формируют новые образовательные организации, которые часто в обиходе называют образовательными центрами, а в соответствии с законом РФ - образовательными организациями или многопрофильными школами. Идея для Москвы не новая и базируется на объединении интеллектуальных, финансовых, кадровых и материально-технических ресурсов ради предоставления московским семьям выбора качественных образовательных услуг в непосредственной близости к месту проживания.
В соответствии с данными Департамента образования на 1 сентября 2013 года в Москве создано 817 многопрофильных школ, в состав которых вошли 2849 учреждений. Новые школы ставят новые задачи, следующий шаг вперед - формирование управленческого корпуса нового поколения (а точнее, управленческих команд). По мнению Исаака Калины, «это не означает, что имеются в виду другие люди, это другое отношение к своей работе (с высокой свободой в решениях и высокой ответственностью за результат!)».
Управленец нового поколения - генератор всех идей по развитию своего образовательного учреждения либо организатор такой генерации, а не транслятор указаний «сверху». Говоря о новой кадровой политике, можно особо подчеркнуть, что новые отношения в системе образования Москвы выстроены на принципах:
    самостоятельности образовательного учреждения в управлении процессом;
    совместной ответственности Департамента и образовательного учреждения за результат;
    открытости и прозрачности системы образования Москвы.
Это в полной мере соответствует федеральной государственной образовательной политике и отражает законодательно сформулированные позиции в части управления образованием.
Такие результаты могут обеспечить управленческие команды образовательных организаций.
Управленческая команда - это группа административных работников образовательной организации, имеющих общие цели, взаимодополняющие навыки и умения, высокий уровень взаимозависимости, разделяющих ответственность за достижение конечных результатов.
Команду можно охарактеризовать такими критериями эффективности:
    нацеленность на конечный результат,
    инициативность и творческий подход к решению задач,
    высокая производительность и ориентированность на лучший вариант решения,
    эффективная коммуникация между членами команды.
Главное отличие команд от традиционных формальных рабочих групп - наличие синергического эффекта или эффекта системности. Это означает, что у команды появляются свойства, которые не получить простым сложением свойств ее участников. На математическом примере это выглядит так: 2 + 2 + эффект = 5. Используя знания всех своих участников в процессе их взаимодействия, команда может создать качественно новое знание, которое простым суммированием не получить. Стоит заметить, что эффект может быть и отрицательным: 2 + 2 = 3, что встречается как норма в обычных трудовых коллективах, эффективность которых ниже за счет слабого взаимодействия между сотрудниками. Именно поэтому подготовка управленческих кадров по принципу создания командных проектов представляется наиболее перспективной и отвечающей актуальным задачам кадровой политики Москвы.
В настоящее время среди российских организаций есть интерес к использованию методов командной работы. Для этого приглашают консультантов, проводят тренинги по обучению современным командным технологиям. Формирование командной работы требует длительного процесса, очень важно учитывать важнейший принцип управления по использованию тренинговых форм личностного и профессионального саморазвития. Командный тренинг позволяет четко поставить проблемную задачу, решение которой осуществляется в групповой работе, при этом более эффективно происходит погружение в проблемную ситуацию и проектирование ожидаемых результатов от каждого участника.
Как показывает практика, превосходство групповых решений над индивидуальными обусловлено наличием у группы большей информации, значительного потенциала, разумным риском, применением более эффективной тактики выдвижения идей, возможностью быстрого корректирования ошибок, социальной поддержкой. Причем чем выше уровень развития группы, тем эти преимущества значительнее. Эффективность командной работы очевидна. Не случайно министр образования Москвы Исаак Калина дал поручение подготовить предложения по введению в практику аттестации руководящих кадров по принципу аттестации управленческих команд.
Внедрение в практику командных методов имеет объективные основы. Во-первых, они позволяют лучше решать крупные и междисциплинарные задачи с минимальными затратами времени. Во-вторых, это повышает эффективность и конкурентоспособность организации. В-третьих, позволяет создать коллективный продукт труда.
Использование методов командной работы в образовательных организациях должно происходить с учетом:
- внешних условий работы образовательной организации;
- внутренних условий жизнедеятельности коллектива организации.
Гибкое сочетание внешних и внутренних условий позволяет включать в работу всех участников командной работы с учетом профессиональных компетенций работников. В этом ключе необходимо говорить о компетентном подходе к формированию управленческих команд. Решение задач компетентностного подхода в образовании, ставшего основой ФГОС нового поколения, должно быть реализовано в организации школьных управленческих команд, учителей-предметников и даже детско-юношеских проектных школьных команд самоуправления и развития.
С учетом всего сказанного можно определить управленческую команду как сформированное по определенным правилам коллективное образование, обладающее необходимой компетенцией и потенциалом, которые позволяют наиболее эффективно достигать целей с учетом интересов каждого участника и организации в целом. Такое определение, на мой взгляд, наиболее точно отражает особенности и преимущества командной деятельности в образовательной организации.
Именно это научно обоснованное положение стало ключевым фактором в новом подходе МИРО к повышению квалификации управленческих команд образовательных организаций, а не отдельных административных работников, как это было ранее. Вторая ключевая позиция в повышении квалификации команд в МИРО обусловлена проектным подходом в управлении, который позволяет научные теории, концепции, идеи, результаты исследований интерпретировать в соответствии с усложняющимися требованиями к образованию. Такая практика уже известна в рамках Программы для высшего уровня резерва управленческих кадров, которая запущена в сентябре 2010 года Правительством РФ совместно с Академией народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации. Ее результаты будут использованы для модернизации и совершенствования программ подготовки для всех уровней федерального резерва управленческих кадров, в том числе должны быть использованы в процессе формирования кадрового резерва управленческих кадров системы образования. Поэтому образовательные модули, коммуникативные мероприятия, проектная работа, стажировки, наставничество и другие формы работы кадрового резерва должны быть направлены на развитие управленческих компетенций и профессиональных навыков, необходимых для эффективной работы в управлении образованием.
Сотрудники МИРО изучили и проанализировали опыт трех лет организации проектно-ориентированных президентских программ подготовки управленческих кадров в сфере образования РАНХиГС при Президенте РФ, выявили такие позитивные тенденции:
- руководители, успешно освоившие метод проектирования, в своих регионах эффективно реализовали проектные замыслы, использовали стратегическое планирование в проектных формах;
- четкие измеряемые индикаторы позволили измерить результаты деятельности.
Таким образом, вторая ключевая позиция в повышении квалификации команд в МИРО обусловлена проектным подходом в управлении, который позволяет научные теории, концепции, идеи, результаты исследований интерпретировать в соответствии с усложняющимися требованиями к образованию. На основе анализа научных подходов в управлении организациями, опыте профессиональной переподготовки управленческих кадров в РАНХиГС при Президенте РФ в МИРО была разработана технология развития потенциала управленческих кадров через обучение команд образовательных организаций в проектном подходе. Эта технология преследовала две цели - формирование новых компетенций участников управленческих команд и запуск новых проектных стратегий образовательных организаций.
Пилотный проект по организации переподготовки управленческих кадров в сфере образования по принципу создания командных проектов был запущен в МИРО в июне 2013 года. В нем приняли участие 48 человек из образовательных организаций системы образования Москвы: двух школ №1298 и №958, пяти учреждений дополнительного образования «Виктория», «ЛИДЕР», «Лаборатории путешествий», МГДД(Ю)Т, Центра дистантного обучения и команды городского совета молодых педагогов (всего 8 проектных управленческих команд).
Первая часть технологии обучения построена на принципах проектно-аналитической сессии: четырехдневное погружение слушателей в проблемный анализ ситуации, поиск стратегических идей по развитию организаций, командная работа под руководством модератора - научного руководителя по индивидуальному маршруту проектирования изменений в управлении организацией. Рубежные предзащиты с привлечением экспертов позволяли определять критические точки роста проектов, выявлять риски. В течение двух месяцев было организовано консалтингово-консультативное сопровождение разработки проектов, к этой деятельности были привлечены различные специалисты МИРО в соответствии с тематикой проектов, которая была разработана с учетом современных подходов к реализации сетевых, кластерных, проектных моделей организаций.
Процесс повышения квалификации управленческих команд завершен в сентябре 2013 года защитой проектов. Экспертами на защите проектов выступили заместитель руководителя Департамента образования Маргарита Русецкая, ученые МИРО, МГПУ, РАНХиГС при Президенте РФ. Во всех проектах была оценена практико-ориентированная значимость. Позволю себе процитировать оценочное суждение одного из выпускников программы повышения квалификации управленческих команд проектным методом, которая положительно оценивает ноу-хау специалистов МИРО: «Такой подход позволил по-другому понять технологию организации управленческой деятельности. Через создание портфеля стратегических проектов можно выстраивать эффективное планирование, управлять процессами развития, формировать систему оценки деятельности по показателям результативности».
Первые результаты показывают перспективность нового командного формата подготовки управленческих кадров. Убедителен такой факт: руководитель школы №1298 (СЗАО) О.Ярославская направила на обучение в МИРО две управленческие команды из своей школы, в настоящее время выстроила всю деятельность школы на основе проектного подхода. Результаты не заставляют себя ждать: есть точки роста у самих управленческих кадров и развития образовательной организации в целом.
Все инновации в управлении образованием должны коррелироваться с конечным результатом - качеством доступного образования каждому юному москвичу, а управленческие команды, обученные проектным методом в системе повышения квалификации, в полной мере должны стать командами развития своих образовательных организаций, а значит, и системы образования в целом.