Одним из ключевых компонентов качественного дошкольного образования являются высококвалифицированные специалисты, которые заинтересованы в своем профессиональном развитии. Возможности повышения квалификации у работников дошкольного образования отличаются от страны к стране, как отличаются требования для «вхождения в профессию». Нет универсального подхода к тому, что должны включать в себя курсы по повышению квалификации. Так как все работники дошкольного образования имеют разный бэкграунд, разные потребности и интересы.
Современные курсы повышения квалификации включают в себя изучение второго языка, обучение работе с детьми с ограниченными возможностями, психологию и пр. В условиях глобализации колоссально меняется этнический состав, что в свою очередь оказывает влияние и на образовательную систему. В связи с этим очень популярны курсы по работе с детьми в многонациональных группах. Особую роль в повышении квалификации играет руководитель учебного заведения, который оказывает поддержку своим работникам, проводит консультационные встречи, где рассказывает о возможностях и перспективах карьерного роста. Для многих стран постоянное повышение квалификации является обязательным условием работы в образовательных учреждениях для детей.
Оплата курсов повышения квалификации обычно осуществляется сразу тремя сторонами: работником, работодателем и государством (Финляндия, Австралия, Чехия, Япония). Однако в некоторых странах работник освобожден от оплаты курсов по повышению квалификации. Оплату берут на себя государство и работодатель (Норвегия, Ирландия, Новая Зеландия).
В последнее время особую популярность приобретают онлайн-курсы по повышению квалификации. Примером может служить онлайн-курс Kindergarten Teachers that Make a Difference, предлагаемый международной организацией The International Step by Step Association (ISSA). Данный курс включает в себя теоретические лекции по психологии детства, видеоролики, предлагающие нестандартные подходы по работе с детьми, интернет-форумы, где участники курсов могут делиться опытом и пр.
В Австралии достаточно популярна практика наставников (The Professional Mentoring Program for Early Childhood Teachers). В рамках данной программы по повышению квалификации молодой педагог получает в напарники высококвалифицированного педагога дошкольного образования и вместе с ним проводит занятия с детьми, тем самым перенимая профессиональный опыт. Кроме того, молодой педагог может получить консультацию у напарника по любому вопросу даже после окончания данного курса. Наставник осуществляет кураторство на протяжении нескольких лет.
В Германии, перед которой в настоящее время стоит сложная задача по адаптации и социализации детей-мигрантов из разных стран, большую популярность приобретают курсы повышения квалификации, в рамках которых педагогов дошкольного образования знакомят с методикой преподавания немецкого языка маленьким детям. Подобные курсы популярны и во Франции, которая столкнулась со схожей проблемой.
В США существуют различные профессиональные организации и ассоциации, которые устраивают для преподавателей всех уровней, в том числе и для педагогов дошкольного образования, различные краткосрочные курсы и однодневные семинары (workshop). Участие в них обычно предполагает внесение организационного взноса. В США проводятся многочисленные профессиональные конференции, которые являются своеобразной площадкой для обмена опытом между педагогами из разных штатов и стран. Так, например, в 2014 году Калифорнийская ассоциация дошкольного образования (The California Kindergarten Association) проведет уже 31-ю ежегодную конференцию, которая соберет около 700 участников, в основном педагогов дошкольного образования. В рамках этой конференции предусмотрено проведение различных семинаров по вопросам психологии детей младшего возраста, инновационным методикам работы с дошкольниками и пр.
Американским воспитателям также рекомендуется планировать на один учебный год вперед мероприятия по своему профессиональному развитию. Кроме того, хотя не у всех детских садов есть возможность оплатить участие своего воспитателя в формальных программах повышения квалификации, система менторства, хорошо развитая в США, вполне компенсирует невозможность прослушивания официальных курсов. «Ветераны» дошкольного образования успешно справляются с задачей передачи педагогического опыта и оказания психологической поддержки новому поколению.
В Южной Корее большое внимание уделяется повышению квалификации, проходящему в процессе работы воспитателя в группе. Для обозначения такого вида профессионального (само)развития существует специальное понятие: «педагогическое исследование» (teacher research). Такое исследование является экспериментальным по сути и позволяет протестировать эффективность тех или иных педагогических методик в реальных условиях. И хотя результаты таких исследований, как правило, далеко не всегда публикуются, они крайне важны для педагогического сообщества, поскольку по их итогам педагоги делятся друг с другом важным опытом. Проведение такого вида исследовательской деятельности считается в Корее обязательным для всех работников государственных дошкольных образовательных учреждений.
В Дании помимо традиционных форм организации профессионального развития в настоящий момент в сфере повышения квалификации педагогическое сообщество начинает уделять все большее внимание возможностям электронных ресурсов (e-learning), упрощающих взаимодействие и обмен опытом внутри педагогического сообщества.
Таким образом, мировой опыт организации системы повышения квалификации показывает, что существует множество вариантов и подходов к профессиональному развитию воспитателей в дошкольных образовательных учреждениях. Активности, направленные на профессиональное развитие, могут быть самостоятельными (individual development), как, например, проведение воспитателем прикладных исследований в группах в корейских детских садах. Акцент в системе повышения квалификации может быть сделан не на исследовательской индивидуальной деятельности, а на коллегиальном обсуждении и обмене опытом или на системе менторства и т. д. Повышение квалификации воспитателя может проходить как в рамках специально организованных курсов, так и в процессе повседневно закрепленных практик. Однако важность самого процесса повышения квалификации для воспитателя остается непреложной, поскольку именно от воспитателя и его способности и готовности к профессиональному развитию во многом зависит успешность развития ребенка на самой важной, дошкольной, ступени подготовки.

Тенденции развития дошкольного образования: опыт мировых практик
Одной из приоритетных задач ФЦПРО на 2011-2015 годы является модернизация дошкольного образования, модель организации которого в настоящее время, безусловно, устарела, так как в ее основе на протяжении многих  лет применялся советский опыт.
С начала 2013 года ведущие эксперты в области дошкольного образования под руководством директора Федерального института развития образования Александра Асмолова вели разработку государственного стандарта (ФГОС) дошкольного образования, который был утвержден 28 августа 2013 года и вступил в силу с 1 сентября 2013 года. В основу стандарта положен принцип ценностного развития ребенка, где образование выступает как институт социализации и не сводится к сфере услуг.
Образовательные организации дошкольного образования теперь самостоятельно будут  разрабатывать и утверждать свои образовательные программы, опираясь на стандарт, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников. И здесь для успешной реализации основной задачи - разностороннего развития ребенка дошкольного возраста - полезно обратиться к мировым практикам организации процесса обучения в дошкольных учреждениях.
В 2012 году в мировом рейтинге систем образования первое место с большим отрывом от всех стран заняла Финляндия. Следом идут Южная Корея, Гонконг, Япония и Сингапур. Россия в этом рейтинге занимает 20-е место. Данный рейтинг составлялся на основе разных показателей: международных тестов по математике, естественным наукам и литературе, а также, например, таких показателей, как количество выпускников, успешно окончивших школу, или число студентов, посещающих университеты.
Понятно, что любой рейтинг имеет свои недостатки и система критериев может вызывать массу вопросов, однако обращение к опыту по организации дошкольного образования в странах, составляющих Топ-5, представляет определенный интерес.
Согласно рейтингу наиболее успешная система образования действует в Финляндии. Дошкольное образование в Финляндии не является частью единой образовательной программы и является платным, однако родители имеют широкие возможности по получению субсидий для оплаты посещения ребенком детского сада. Возраст детей в детских садах Финляндии: от 8 месяцев до 6 лет включительно. В детском саду на одного воспитателя приходятся достаточно маленькие группы детей. Так, если дети старше трех лет, то их не должно быть больше 7 человек, если младше 3 лет, то не больше 4 человек. Одним из условий успешной организации дошкольного образования является тщательный подход к обучению педагогического состава детских садов. Диплом специалиста по дошкольному образованию ценится на рынке труда, профессия является престижной и высоко оплачивается. Каждый третий взрослый, работающий в дошкольном образовательном учреждении Финляндии, должен иметь бакалаврский диплом со специализированным образованием. В его обязанности входит проведение занятий с детьми. Два других работника обязаны иметь лицензию, позволяющую осуществлять уход за маленькими детьми. Работники дошкольного образования в Финляндии в своей работе должны опираться на рекомендации Национальной программы по дошкольному образованию и уходу за детьми раннего возраста  (The National Curriculum Guidelines on Early Childhood Education and Care). Основной принцип этой программы - всестороннее развитие ребенка, основанное на плотном взаимодействии персонала детского сада с родителями. Родители вместе с педагогом составляют индивидуальный план обучения ребенка в дошкольном учреждении, активно привлекаются к участию в спектаклях, спортивных играх, работе в кружках. В задачу дошкольного образования не входит обучение детей формальным правилам чтения и арифметике, вместо этого большое внимание уделяется природоведению и изучению жизни животных. Основной девиз дошкольного образования: «Научить учиться» («Learn how to learn»). И большое внимание здесь уделяется игровым методам обучения.
Совсем по другому принципу выстроена дошкольная образовательная программа в Южной Корее, втором мировом лидере по качеству образовательных услуг. Детские сады в Южной Корее ориентированы на раннее развитие дошкольников. С трехлетнего возраста детей учат писать и читать не только на корейском языке, но и на английском, а также преподают азы арифметики. Места для занятий организованы по принципу школьных классов. После занятий детям задают достаточно объемное домашнее задание. Большое внимание уделяется музыкальному образованию и спортивным занятиям. Детсадовские группы в Южной Корее небольшие: 10 человек на одного педагога. Это позволяет обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку. Работники детских садов постоянно организуют индивидуальные встречи с родителями, в ходе которых обсуждают поведение ребенка, его эмоциональное состояние, дают советы, как правильно организовать процесс обучения дома, чем кормить ребенка и пр. Обучение в детском саду является достаточно дорогим и иногда превосходит стоимость обучения в некоторых университетах.
Отличительной особенностью модели дошкольного образования в Японии является ее ориентированность на воспитание и укрепление чувства корпоративной общности у детей.  Очень популярной игрушкой в японских детских садах являются большие деревянные блоки, из которых можно строить домики. Однако в  одиночку ребенку поднять блок очень сложно, поэтому детям приходится объединяться. Такие игрушки направлены на развитие чувства кооперации, которое для японцев является традиционным. Если дети дерутся, то педагог не вмешивается. Считается, что ребенок самостоятельно должен понять, что он не прав, и попросить прощения у того, кого он обидел. У каждого ребенка в детском саду Японии есть дневник, куда воспитатели вносят заметки о поведении, здоровье и особенностях процесса обучения дошкольника. В свою очередь родители также оставляют в дневнике комментарии для педагогов.
Несмотря на разность подходов, рассмотренные страны являются лидерами по качеству образования в мире. Общая объединяющая особенность - высокие требования к квалификации педагогических сотрудников, пристальное внимание к индивидуальным особенностям каждого ребенка, а также построение образовательной дошкольной программы исходя из социально-культурного контекста страны: учета ее традиций, норм и ценностей.
Понятно, что опыт зарубежного воспитания и образования дошкольников не может быть автоматически перенесен на российскую почву и нуждается в детальном изучении и обсуждении. Однако без учета мировой практики справиться с задачей по качественной модернизации дошкольного образования в нашей стране не представляется возможным.

Школьное образование для детей-мигрантов в международной практике
Процесс глобализации остро ставит перед мировым сообществом вопрос о продуманной политике в области интеграции и адаптации мигрантов. Весомую долю в миграционном потоке составляют дети-мигранты, процесс социализации которых имеет свою специфику. Для России, как и для других развитых стран,  в настоящий момент актуальным является вопрос выработки программы школьного образования для детей-мигрантов, учитывающей социокультурные особенности этой социальной группы. Здесь важно учесть западный опыт по организации процесса социализации детей-мигрантов, в частности, обратить внимание на таких лидеров по количеству мигрантов, как США, Германия, Великобритания, Франция и Канада.
Существует две модели организации образовательного процесса для детей-мигрантов: интеграционная модель (the integrated model) и сепаративная модель (the separate model). Интеграционная модель предусматривает совместное обучение детей одного возраста. При этом для детей-мигрантов в рамках смешанных классов организуются дополнительные занятия по изучению языка, позволяющие им быстрее пройти процесс адаптации и впоследствии не сильно отличаться по уровню знаний от сверстников-резидентов. Сепаративная модель предполагает формирование отдельных классов из детей-мигрантов. Чаще всего такие классы формируются не по возрасту учащихся, а по уровню владения государственным языком принимающей страны. Однако часть занятий у детей-мигрантов может проходить вместе с детьми-резидентами, например изобразительное искусство или занятия физической культурой.
В большинстве западных стран применяется интеграционная модель. Сторонники этой модели выступают за то, что совместное обучение детей способствует лучшей социализации детей-мигрантов, а также создает предпосылки для их дальнейшей успешной интеграции в принимающее сообщество.
Согласно докладу ООН на 2013 год в США насчитывалось 45,8 млн приезжих, эта страна является лидером по количеству мигрантов. Многим учащимся требуется дополнительная психологическая поддержка, так как нередко им сложно общаться со своими американскими сверстниками. Часто положение усугубляется тем, что родители-мигранты, боясь процесса «американизации» своих детей, достаточно негативно относятся к американской системе образования и американским учителям. Поэтому необходима также продуманная психологическая работа и со взрослыми мигрантами, позволяющая им нормально интегрироваться в принимающее сообщество. В этом процессе одну из ведущих ролей играют неправительственные организации, предоставляющие консультативную помощь как для детей-мигрантов, так и для их родителей. В США дети мигрантов, в том числе и нелегальных мигрантов, имеют право посещать школу. Для них предусмотрены дополнительные уроки английского языка. В результате чего около 80 процентов детей-мигрантов первой волны (рожденные не в США), например, из Китая и Мексики хорошо говорят по-английски. Кроме того, создаются специальные программы дошкольного образования для детей-мигрантов, позволяющие учащимся подготовиться к начальной школе как в психологическом плане, так и в интеллектуальном. Во многих американских школах предусмотрено проведение уроков, в рамках которых детей знакомят с особенностями культуры и историей стран, из которых приехали в Америку их сверстники. Такие уроки способствуют развитию толерантного отношения детей друг к другу.
В Германии также предусмотрены значительные меры по интеграции детей-мигрантов в немецкое общество. Социализация детей-мигрантов начинается еще в детском саду. Однако основная проблема, с которой сталкивается немецкое правительство при выработке программы адаптации и интеграции детей-мигрантов, - это незнание немецкого языка в семьях мигрантов и нежелание его учить. Более одного миллиона мигрантов в Германии не знают немецкого языка. Одним из возможных путей решения здесь является найм учителей-иностранцев, владеющих как немецким языком, так и родным языком приезжающих из других стран граждан. С 2005 года правительство Германии также запустило программу по языковой адаптации мигрантов, которая включает в себя 600 часов немецкого языка, а также изучение истории, культуры и правовой системы Германии. Для учителей же, которые работают с детьми-мигрантами, организуются специальные курсы. В рамках этих курсов преподавателей знакомят с особенностями работы с детьми-мигрантами, рассказывают о наиболее частых проблемах и способах их разрешения.
Правительство Великобритании также выделяет дополнительные средства на преподавание дополнительных курсов английского языка для детей-мигрантов. Кроме того, у детей-мигрантов есть возможность изучать свой родной язык в рамках специализированных курсов. Дети-мигранты, являясь в большинстве своем социально незащищенной категорией граждан, имеют право на дополнительную финансовую поддержку, которая позволяет им оплачивать не только школьные завтраки, но и приобретать необходимую для обучения литературу и пр.
Во Франции для детей-мигрантов также организуются дополнительные курсы по изучению французского языка. Кроме того, во французских школах предусмотрены специальные курсы по адаптации, в рамках которых детям-мигрантам оказывают психологическую поддержку, а также знакомят с особенностями культуры и традициями Франции. Также в стране предусмотрены встречи представителей системы образования с семьями детей-мигрантов, в ходе которых родителей знакомят с особенностями образовательного процесса, рассказывают о правах их детей, возможностях участия родителей, например, в заседаниях школьных советов и других видах активности.
Задача адаптации и социализации мигрантов является достаточно сложной. Здесь нет единого решения. На сегодняшний день очевидным является тот факт, что разработка продуманной образовательной политики, которая бы учитывала особенности глобализирующегося сообщества и миграционные потоки в частности, является первоочередной не только для России, но и для других развитых стран.

Зарубежный опыт оценки качества образования
Рассмотрим несколько примеров использования различных подходов к оценке качества образования, применяемых в зарубежных странах.
Одним из лидеров по качеству образования в мире является Финляндия. Оценка качества образования в этой стране проводится на трех уровнях: местном, региональном и национальном. При этом акцент делается как на методе самооценки на локальном уровне, так и на оценке результатов обучения на уровне страны.  Национальная оценка результатов обучения проводится регулярно,  ежегодно оценивается либо знание родного языка и литературы, либо математики. Знания по другим предметам также оцениваются исходя из плана Министерства образования и культуры, при этом уделяется внимание и творческим предметам. Высшие образовательные учреждения Финляндии проводят оценку качества своих образовательных услуг самостоятельно. Поддержку для проведения самооценки университетов в Финляндии предоставляет Совет по оценке высших учебных заведений (the Higher Education Evaluation Council). Финское Министерство образования и культуры ежегодно составляет план по оценке качества образования. Этот план составляется совместно с финским Советом по оценке качества образования, Советом по оценке высших учебных заведений, Национальным советом по образованию и другими организациями по оценке качества образования, например университетскими независимыми центрами. С 2014 года будет функционировать единый центр по оценке качества образования.
Еще одним лидером по качеству образования является Южная Корея. В Южной Корее действует диагностическая система оценки качества образования - Национальная система оценки образовательных достижений (the National Assessment of Educational Achievement, NAEA). Ежегодно в Южной Корее проводятся тесты по двум предметам в шестом, девятом и десятом классах. Все полученные результаты представляются в обобщенном виде. Учащиеся могут не сообщать свое имя. Кроме того, у каждого корейского учащегося есть свое образовательное портфолио: информация об успеваемости по разным предметам, посещаемости, участию во внеклассных мероприятиях, спортивные достижения и пр. На основе этих портфолио производится поступление в старшую школу и университет, а также портфолио школьников и студентов используются при проведении самообследований образовательных учреждений и самооценки качества образования.
Основной акцент в образовательной политике в США делается на оценке качества высших учебных заведений. При многих университетах действуют независимые центры, основная цель которых - осуществлять экспертную оценку качества образовательных услуг, а также проводить мониторинги по оценке знаний у студентов.
В Германии большое внимание при оценке качества образования уделяют системе аккредитации. Так как вопросы образования находятся в компетенции федеральных земель, то выработка единых стандартов качества здесь является сложной, но решаемой задачей. Составлением единых стандартов занимается Совет по аккредитации, в состав которого входят учащиеся, выпускники, работодатели, преподаватели, государственные чиновники, а также международные эксперты.
Однако оценка качества образования на общенациональном уровне была бы неполной, если бы не постоянное сопоставление стран по качеству образования на мировом уровне. Глобальные рейтинги, международные советы по аккредитации, мониторинги знаний школьников поддерживают здоровую конкуренцию среди стран и способствуют совершенствованию образовательной политики.
Существуют различные глобальные рейтинги по оценке качества образования. Они составляются как международными организациями, так и частными исследовательскими компаниями. Так, один из последних рейтингов по оценке качества образования был подготовлен исследовательской компанией The Economist Intelligence Unit (аналитическое подразделение британского журнала  The Economist)   и образовательной корпорацией Pearson. 50 стран оценивались с точки зрения качества  и эффективности их образовательных систем. При составлении рейтинга эксперты брали информацию из открытых источников: количество выпускников, результаты тестов по математике и родному языку и пр. Лидерами этого рейтинга оказались Финляндия, Южная Корея, Гонконг, Япония и Сингапур. Россия замыкает Топ-20.
Наиболее популярным международным рейтингом по оценке качества образования в школе является рейтинг PISA (Programme for International Student Assessment), проводимый Организацией экономического сотрудничества и развития (OECD) с 2000 года. В 2009 году мониторинг качества образования, по результатам которого составляется рейтинг, был проведен в 65 странах. Исследование направлено на анализ способности 15-летних подростков применять полученные знания на практике, то есть оцениваются не столько знания школьной программы, сколько способность справляться с логическими задачами.
Традиционными лидерами этого рейтинга являются Финляндия, Южная Корея, Китай, Сингапур. Россия в этом рейтинге на протяжении нескольких лет входит в четвертую десятку. Российские школьники легко справляются с заданиями на знание фактов, однако с решением практических задач у них возникают определенные трудности.
При  оценке качества образования и сравнении разных стран часто используют рейтинги университетов. Популярные международные рейтинги в большинстве своем составляются на основе показателей, оценивающих научно-исследовательскую деятельность университетов. Наиболее популярным международным рейтингом университетов является Академический рейтинг университетов мира («Шанхайский» рейтинг), который составляется в Институте высшего образования Шанхайского университета Цзяо Тун. Рейтинг высших учебных заведений составляется на основе формулы, которая учитывает разные показатели: количество выпускников и сотрудников, количество лауреатов Нобелевской или Филдсовской премии, индексы цитируемости, количество публикаций в зарубежных реферируемых журналах, размеры университета и пр.
Важным инструментом  усовершенствования качества образовательных услуг является международная аккредитация образовательных программ. Международная система контроля качества образования обеспечивается Глобальным альянсом транснационального образования (Global Alliance for Transnational Education, GATE).
Идеальной системы оценки качества образования не существует. В каких-то странах больший акцент делают на экспертных оценках, в каких-то - на результатах общенациональных тестов. Выработка стандартизированной системы оценки качества образования в настоящий момент является приоритетной задачей для современной России. Она позволит поддерживать здоровую конкуренцию среди образовательных учреждений и тем самым будет способствовать повышению качества образовательных услуг.

Анна СОРОКИНА, младший научный сотрудник Лаборатории политических исследований, преподаватель кафедры политического поведения НИУ ВШЭ