​Прививка или отстранение!

- Для многих категорий людей прививка от инфекций  обязательная процедура.
Статья 5 Федерального закона от 17.09.1998 г. №157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» предусматривает право гражданина на отказ от профилактических прививок. Однако эта же статья устанавливает, что отсутствие профилактических прививок влечет в том числе отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями. Перечень таких работ, требующих обязательного проведения профилактических прививок, утвержден постановлением Правительства РФ от 15.07.1999 г. №825. Согласно Перечню без предварительной иммунопрофилактики недопустима, в частности, работа лиц, работающих во всех типах и видах образовательных учреждений.
Статья 76 Трудового кодекса РФ разрешает работодателю отстранить от работы учителей по требованию уполномоченных органов или должностных лиц.
Статья 33 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 г. №52-ФЗ предусматривает, что лица, являющиеся носителями возбудителей инфекционных заболеваний, если они могут явиться источниками распространения инфекционных заболеваний в связи с особенностями производства, в котором они заняты, или выполняемой ими работой, при их согласии временно переводятся на другую работу, не связанную с риском распространения инфекционных заболеваний. При невозможности перевода на основании постановлений главных государственных санитарных врачей и их заместителей они временно отстраняются от работы с выплатой пособий по социальному страхованию.
Таким образом, при отказе учителей от вакцинации против гриппа работодатель по требованию органов и должностных лиц, уполномоченных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами (например, по требованию органов Госсанэпиднадзора), может временно отстранить от работы лиц, являющихся бактерионосителями и могущих быть источником распространения инфекционных заболеваний. Работник не допускается к работе на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе. При этом зарплата ему не начисляется за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
Ответственности для руководителя школы за отказ работников от вакцинации не предусмотрено.

Кому русский язык, кому литература...

- Может ли администрация школы распределить часы русского языка и литературы в одном классе между двумя разными учителями? Такая ситуация может потребоваться для сохранения всех работников.

- Да, такое право у администрации есть. Согласно ст. 28 Федерального закона от 29.12.2013 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон) образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с федеральным законодательством и уставом образовательной организации.
К компетенции образовательной организации, в частности, относятся: установление штатного расписания, если иное не установлено нормативными правовыми актами Российской Федерации; прием на работу работников, заключение с ними и расторжение трудовых договоров, если иное не установлено Законом; распределение должностных обязанностей, создание условий и организация дополнительного профессионального образования работников; разработка и утверждение образовательных программ образовательной организации.
В соответствии со ст. 26 Закона управление образовательной организацией осуществляется на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности.
Единоличным исполнительным органом образовательной организации является руководитель образовательной организации (ректор, директор, заведующий, начальник или иной руководитель), который осуществляет текущее руководство деятельностью образовательной организации.
В образовательной организации формируются коллегиальные органы управления, к которым относятся общее собрание (конференция) работников образовательной организации, педагогический совет, а также могут формироваться попечительский совет, управляющий совет, наблюдательный совет и другие коллегиальные органы управления, предусмотренные уставом соответствующей образовательной организации.
Поскольку действующее законодательство не запрещает распределение часов русского языка и литературы в одном классе между двумя разными учителями, администрация школы в соответствии с вышеприведенными статьями Закона вправе распределить нагрузку, если считает это необходимым.
Однако в уставе конкретной школы может быть предусмотрено ограничение такого полномочия директора, например, педагогическим советом школы.

Льготы за особые условия труда

- Законодательством предусмотрена возможность установления ежегодного дополнительного отпуска, повышенной оплаты труда, сокращенной продолжительности рабочего времени для работников, занятых на работах с вредными или опасными условиями труда в зависимости от классов условий труда. Кто и в каком порядке устанавливает эти льготы?

- Работодатель может самостоятельно по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда установить повышенные или дополнительные компенсации за работу на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
Постановлением Правительства РФ от 20.11.2008 г. №870 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда» в соответствии с Трудовым кодексом РФ установлены:
- сокращенная продолжительность рабочего времени - не более 36 часов в неделю;
- ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск - не менее 7 календарных дней;
- повышение оплаты труда - не менее 4 процентов тарифной ставки.
При этом Минздравсоцразвития РФ было поручено в 6-месячный срок установить в зависимости от класса условий труда и с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, сокращенную продолжительность рабочего времени, минимальную продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, минимальный размер повышения оплаты труда, а также условия предоставления указанных компенсаций.
Поскольку до настоящего времени не принят нормативный правовой акт, позволяющий дифференцировать виды и размеры компенсаций в зависимости от степени вредности (классов) условий труда, Минтруда РФ в информационном письме от 13.02.2013 г. сообщило следующее.
До реализации поручения, указанного в постановлении Правительства РФ от 20.11.2008 г. №870, работодатель, руководствуясь статьями 92, 117, 147, и 219 Трудового кодекса РФ, может самостоятельно по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда устанавливать одну или несколько компенсаций, повышенные или дополнительные компенсации за работу на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда. Виды, размеры и порядок предоставления соответствующих компенсаций устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом с учетом финансово-экономического положения работодателя.
С учетом решения Верховного суда РФ от 14.01.2013 г. №АКПИ12-1570 для установления соответствующего размера компенсации работодатель может использовать Список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденный постановлением Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 г. №298/П-22, Инструкцию о порядке применения Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденную постановлением Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 21.11.1975 г. №273/П-20, а также Типовое положение об оценке условий труда на рабочих местах и порядке применения отраслевых перечней работ, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за условия труда, утвержденное постановлением Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 03.10.1986 г. №387/22-78, и иные действующие нормативные правовые акты, устанавливающие соответствующие размеры компенсаций, в части, не противоречащей Трудовому кодексу РФ.
При этом в соответствии со статьей 219 ТК РФ в случае обеспечения на рабочих местах безопасных условий труда, подтвержденных результатами аттестации рабочих мест по условиям труда, компенсации работникам не устанавливаются.

Суд исправит ошибку кадровика

- Пенсионные органы не засчитали в стаж для досрочной пенсии 2 года работы, сославшись на то, что в трудовой книжке неправильно названа должность. При этом устно мне сказали, что исправить запись в трудовой книжке нельзя. Неужели из-за ошибки отдела кадров я не смогу получать пенсию?

- В вашем случае все будет зависеть от того, сохранились ли документы, подтверждающие вашу работу в должности с правильным наименованием за рассматриваемый период. При этом даже если такие документы не сохранились, вопрос можно решать и в судебном порядке.
В разделе «Наименование должностей» Списка, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. №781, перечислены должности согласно их нормативному наименованию.
Таким образом, все неправильные трактовки должностей в трудовых книжках, к сожалению, приводят к отказу пенсионных органов в зачете в стаж для досрочной педагогической деятельности периодов работы в должностях с неправильным наименованием.
Кадровые службы не всегда успевали вовремя изменить наименование должности в трудовой книжке на нормативное.
В подобных ситуациях необходимо уточнить наименование должности согласно первичным документам учреждения по учету труда и заработной платы, в том числе по штатному расписанию, и при необходимости внести изменения в трудовую книжку.
Правилами ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей (утверждены постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 г. №225) установлено, что в случае выявления неправильной или неточной записи в трудовой книжке сведений о работе, несоответствия записи о наименовании профессии или должности, фактически выполнявшейся работе исправления в трудовой книжке производятся администрацией того предприятия, которое внесло соответствующую запись.
Исправления в записи могут быть внесены только за тот период, который подтверждается документами. Отсутствие документальных данных исключает внесение исправлений в сведения о работе.
Если не осталось никаких свидетельств трудовой деятельности работника, содержащих правильное наименование должности, то отказ пенсионных органов засчитать указанные периоды в стаж для досрочной педагогической пенсии можно оспорить в судебном порядке. Положительные решения по этому поводу в судах существуют.
Постановление Пленума Верховного суда РФ от 11.12.2012 №30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» закрепило эту положительную практику.
Так, в п. 16 отмечено, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т. п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.
Таким образом, вышеназванное разъяснение однозначно указывает судам, что вопрос о тождественности выполняемых функций, условий и характера деятельности тем должностям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может быть решен судом в случае неправильного наименования работодателем должностей, которые не содержатся в нормативных правовых актах.