Почему-то в нашей стране модно быть менеджером, программистом, дизайнером, дети отвечают, что хотят быть олигархами, не космонавтами и полицейскими, как раньше, а олигархами, считая, что это тоже профессия. А вот учителем хочет быть не каждый! Важность той или иной работы, например, на Западе определяется ее социальной ролью в обществе, чем эта роль выше, тем больше к ней уважения, тем она востребованнее, соответственно и более оплачиваемая. Но у нас в России зачастую наоборот, особенно в маленьких дотационных регионах.
После окончания педагогического института я наотрез отказался от работы преподавателем, таких, как я, оказалось чуть ли не 70% из всего потока. И пусть мне нравилась моя специализация, и я хотел работать учителем истории, но зарабатывать 5 тысяч в месяц мне не хотелось. Да-да, именно столько получает начинающий учитель в Курганской области. Это место, где я родился, рос и учился. Эта мизерная цифра в 5 тысяч пугала всех моих однокурсников и меня в том числе. Что можно в современном мире приобрести на эти деньги? Десять раз сходить в кино? А может, заплатить за коммунальные услуги и остаться без средств к существованию до конца месяца? Дилемма не из легких. Поэтому для меня как для молодого и амбициозного человека, который стремится создать полноценную семью и быть главным добытчиком в доме, вопрос был решен: искать себя везде, только не в педагогике. Целый год я пробовал себя в разных специализациях, даже ездил за границу, думал, что будет лучше, но не вышло.
Судьба опять занесла меня в родную область. Без работы, без денег не знал, как себя применить, единственное, что умел хорошо, - это преподавать. Я люблю детей, я умею с ними общаться, интересуюсь историей, и как-то хотелось все это объединить в единое целое, но при этом зарабатывать. Как раз перед новым учебным годом я узнал, что в Тюменской области существует программа «Молодые специалисты» для будущих педагогов. Она рассчитана на тех, кто, как и я, хотел бы посвятить свою жизнь преподаванию, и не важно, где это будет, на Чукотке, на Северной земле или на Русском острове, ведь дети есть везде и их необходимо обучать. Хорошим стимулом для начинающих педагогов, которые готовы покинуть родные края, были подъемные, т. е. те деньги, на которые можно снять жилье и хоть как-то его обустроить, да и основная зарплата обещала быть достойной. Но мне повезло больше остальных не только со школой (сорокинская СОШ №1), в которую меня распределили, но и с жильем - снимать мне не пришлось, его для меня выделила районная администрация.
Жизнь сама подвела к тому, что я стал заниматься любимым делом. Не скрою, что не стал бы педагогом у себя на малой родине, а пошел бы куда-нибудь в торговлю. Там труд легче, а зарплаты больше, и прощай деньги государства, которые оно затратило на мое обучение и труды педагогов, да и мои собственные пятилетние старания и вечная зубрежка прошли бы даром. Многие могут обвинить меня в меркантильности, но извините, какое уважение и достоинство может быть прежде всего к самому себе, если ты получаешь 5 тысяч рублей и не можешь позволить себе элементарного. Да, деньги в жизни не главное, но определяют многое, в том числе и значимость тебя как специалиста, ведь достойная профессия должна и оплачиваться достойно.
Первые месяцы моей работы давались мне очень тяжело: вдалеке от дома и от друзей. Но, может быть, именно нехватка общения с родными и близкими сблизила меня с учениками. В них я почувствовал нечто родное, это оказались те люди, которые стали поддержкой, сами этого не осознавая, главным стимулятором для роста и развития.
Я начал больше читать не только исторической литературы, книг по психологии, педагогике, а также молодежных журналов, чего раньше никогда не делал, ведь я должен был быть в курсе, что интересно моим ученикам. Я стал терпимее к чужим ошибкам и менее требовательным к окружающим. Дети научили меня проще относиться к неудачам в прошлом, а я вселил в них веру в светлое будущее. Может быть, сделаю некорректное сравнение, но они стали для меня наркотиком в хорошем смысле этого слова. Без них я не мог прожить и дня, мысли о том, как провести урок и лучше подать материал, крутились постоянно. Разговоры с друзьями по телефону всегда сводились к одному: как прошли сегодня уроки. Были периоды, когда хотелось все бросить и вернуться к себе домой, уже начинал собирать чемоданы, но что-то останавливало, и я вновь возвращался в класс. Это невозможно бросить, без этого нельзя жить, дети отнимают твою энергию, но взамен дают свою, которой гораздо больше, ведь я один, а их много.
За каждого ученика я чувствую ответственность. Мне приятно получать сообщения в социальных сетях от моих выпускников с благодарностью за свой труд. Это лучше похвалы, приятнее, чем любые премиальные. Если о тебе помнят, даже когда находятся далеко, значит, ты не зря выбрал профессию педагога и, может быть, оставил свой след в их детской душе, которая скоро вырастет и войдет в мир взрослых.

Жасман ОМАРОВ, учитель истории и обществознания сорокинской средней школы №1, Тюменская область