На инструктаже сказали, что если мы выберем в качестве «места дислокации» аудиторию, то нельзя будет выходить, пользоваться телефоном и заниматься ничем, кроме наблюдения. Я выбрала  коридор. Видела, как дети выходили из аудиторий, отпросившись в туалет, как возвращались. По времени у некоторых это занимало минуты, у некоторых намного дольше. В общем-то, ничего предосудительного.
Никаких претензий к организаторам у меня не было. Никто не подходил и не приносил выпускникам готовые ответы, не передавал ничего от родителей. Но сами дети, насколько могу судить, вполне могли воспользоваться шпаргалками или подсказками (то есть сотовой связью) если не в аудитории, так в туалете. Поскольку сигнал не глушится. То же самое вполне возможно сделать и в аудитории. Организаторам не разрешается вставать и подходить к тем, чьи действия вызывают подозрения. Можно лишь пальчиком погрозить. С места просматриваются только первые парты. Если бы наблюдатели сидели не только у доски, но и в конце аудитории, возможностей списывать было бы значительно меньше. Для списывания нужна определенная доля авантюризма: отчаянная смелость или наглость. В основном дети боялись лишний раз обратить на себя внимание.
Я не уверена, что то же самое было в районах, в глубинке, где все связаны между собой так или иначе. Там каждый с удовольствием готов удружить, общему «благу» порадеть - так русские устроены: местечковый интерес всегда дороже интереса государственного.  Вот если б не было зависимости начальства от пресловутого среднего балла, то все было бы значительно проще.
Как можно укрепить институт общественного наблюдения? Организаторы и наблюдатели, на мой взгляд, должны быть заодно. Но не за то, чтобы нарушения не выявлялись, а за честность. Заинтересованность в том, чтобы дети получили то, что реально заслужили, чтобы шансы при поступлении были равными: сколько ты заработал за школьные годы, столько у тебя и возможностей. Еще нужно более четко определить, на что наблюдателям следует обращать внимание. Получается, что мы следим за организаторами, а не за сдающими. А надо бы наблюдать за всем происходящим. И конечно, глушилки. Они все-таки нужны. Часть детей всегда будет находить возможность выхода в Интернет при любом раскладе. Без глушилок никакое общественное наблюдение не спасет.

NB! Узнайте на сайте «УГ» подробности проведения 18 ноября в Москве Форума общественных наблюдателей www.ug.ru/ege2014

Александра МАХЛИНА, журналист, Нижний Новгород