Задачи
Для учителя:
- создавать условия, пробуждающие самообразовательную активность учащихся (создание проблемной ситуации);
- переконструировать прежние знания учащихся;
- направлять учебный материал не только на поиск знаний в чистом виде, но и на овладение способами познавательной деятельности;
- обеспечивать эмоциональную поддержку, необходимую, чтобы взяться за новое дело.
Для учащихся:
    образовательные:
- изучать микромир с использованием понятия температуры;
- понимать научную направленность знаний;
- формировать умения и их применение в исследовательской работе и решении задач;
- формировать опыт учебно-практической деятельности;
    развивающие:
- способствовать развитию умения анализировать, строить прогнозы, предположения, наблюдать и экспериментировать;
- способствовать развитию логического мышления;
- развитие умения формулировать устно результаты деятельности;
    воспитательные:
- способствовать пониманию научного мировоззрения;
- способствовать воспитанию ответственного отношения к труду, культуре речи;
- пробуждать познавательный интерес;
- развивать способности к сотрудничеству и общению;
- формировать умения критически оценивать результаты, поступки и действия.
Методическая цель: показать технологию проблемного обучения на уроках физики.
Методы и приемы:
1) словесная передача информации и ее слуховое восприятие;
2) наглядная передача информации и зрительное восприятие;
3) передача информации путем практической деятельности, исследовательская работа с текстом;
4) стимулирование и мотивация учащихся (приемы: создание проблемной ситуации, проблемное изложение, поисковая деятельность, частично-поисковая деятельность, исследовательская деятельность, создание ситуации успеха);
5) контроль (методы: фронтальный опрос, наблюдение за заполнением опорного конспекта, самоконтроль по образцу).
Формы работы: индивидуальная и коллективная.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Рефлексия
Анализ работы, постановка вопросов на дальнейшую деятельность, активность при выполнении работы на всех этапах урока.
Средства обучения: ноутбук, проектор, экран, опорный конспект, термометр.
Проблемное обучение дает возможность создать атмосферу интенсивного общения, сблизить процессы обучения и развития.
Ход урока
Повторение ранее изученного материала (вставить пропущенные термины в текст на экране).
Три положения МКТ.
Все вещества состоят из частиц.
Частицы беспрерывно хаотично движутся.
Частицы взаимодействуют между собой.
Движущиеся молекулы обладают кинетической энергией?
Средняя кинетическая энергия молекулы обозначается буквой .
Формула для расчета средней кинетической энергии:
.
 Можно ли измерить среднюю кинетическую энергию молекулы или ее скорость? А рассчитать?
Измерить можно, но трудно.
Величины, характеризующие молекулу, которые нельзя измерить, называются микроскопическими параметрами.
 Нужно найти величину, которую можно измерить, а потом рассчитать микроскопические параметры.
Какая это величина? Ответ на этот вопрос вы постараетесь получить сами (просмотр видеоролика по теме).
Зададим себе вопрос: какая связь между температурой и скоростью молекул?
Обратимся к эксперименту.

Эксперимент: две одинаковые колбы с водой. Одна стоит на плитке. Бросаем кристаллик марганца. Наблюдаем, что в теплой воде марганец растворяется быстрее. Что произошло?
1. Как мы скажем об этом в быту? Температура в одном из сосудов больше.
2. Что мы скажем, зная молекулярно-кинетическую теорию?  Молекулы в одном из сосудов движутся быстрее. Кинетическая энергия их больше.
Вывод: кинетическая энергия молекул и температура вещества связаны.
Температуру вещества мы можем измерить. Величины, которые можно измерить, называются макроскопическими параметрами.
 Нужно узнать: как, измерив температуру, найти микроскопические параметры?
Как мы можем измерить температуру?
Термометром. Прочитайте текст и отметьте на термометрах ключевые точки.
(См. рис.)
Первый прибор, имеющий шкалу, был изобретен голландским ученым Фаренгейтом в 1714 году. За 00 он принял температуру смеси снега, поваренной соли и нашатыря, а за 100 градусов - температуру человеческого тела. Точка замерзания воды по Фаренгейту 32 0F, кипения - 212 0F. Такой термометр до сих пор используется в США. В 1730 году шведский физик Цельсий использовал термометр, где за 0 0C принималась точка замерзания воды, а за 100 0C - точка кипения. Во всех этих приборах за ноль принималась, по сути, произвольная точка, известное явление природы.
На самом деле температура тел зависит от движения молекул.
Значит, логично было бы взять за ноль ситуацию, при которой молекулы останавливаются. В 1848 году англичанин Вильям Томсон (лорд Кельвин) вычислил абсолютный ноль температуры. Он соответствует  273 0С. При этой температуре прекращается движение молекул. Эту температуру можно только вычислить, достичь ее еще не удалось. В науке используют шкалу Кельвина, а в быту и метеорологии оставили другие термометры.
Температура, измеряемая по шкале Цельсия, обозначается   t0.
Температура, измеряемая по шкале Кельвина, обозначается Т и называется абсолютной температурой. Измеряется в Кельвинах (К).
Сравните шкалы температур и выразите абсолютную температуру через температуру в градусах Цельсия.
Получаем: Т = t0 + 273 0С

Давайте попробуем измерить температуру воды при помощи бытового термометра и перевести ее в Кельвины.
Практическая работа.

Итак, мы научились измерять температуру, определили, что она напрямую зависит от скорости движения молекул.
Вернемся к главному вопросу. Если       ~  t  ~  T
Действительно, ученые экспериментально определили зависимость.


к - коэффициент, который называется «постоянная Больцмана»
к = 1,38 * 10-23 Дж/К
Температура - мера средней кинетической энергии молекул.
Зная температуру, мы можем рассчитать среднюю  скорость молекулы. Как?  
   
приравняем
Выведите формулу.


Мы научились измерять температуру и благодаря этому сумеем вычислить микроскопические параметры.
Подведем итог нашего занятия. Удалось ли нам узнать, как, измерив температуру, найти микроскопические параметры?
Ответы учеников.
 
Масса молекулы воды рассчитывается по формуле:



Приложение.
Рабочие листы учеников

Я на уроке  ____________________                    
Величины, характеризующие молекулу, которые нельзя измерить, называются  
_______________________________________                                                                         
Величины, характеризующие молекулу, которые можно измерить, называются
_______________________________________  
Мне хотелось бы  узнать:
_______________________________________
 Сравните шкалы температур и выразите абсолютную температуру через температуру в градусах Цельсия.
Т  =

Практическая работа.
Показания термометра по Цельсию:         t =
Показания термометра по Кельвину:       Т=
Зависимость средней кинетической энергии молекулы от температуры:
=
к - коэффициент, который называется постоянная  _____________
к =
Температура -
_______________________________________
Выведите формулу зависимости средней скорости движения молекулы от температуры.

Я узнал (ла)
_______________________________________
У меня появились вопросы:
_______________________________________

Домашнее задание: рассчитайте среднюю кинетическую энергию и среднюю скорость молекул воды (Н2О) в ванной, которую вы принимаете. Если дома нет термометра, воспользуйтесь данными измерений, которые вы сделали в классе.

​Сергей АЛЕШИН, учитель физики Технологического лицея Сыктывкара Республики Коми, победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России-2008»