Основная цель мероприятия - создание условий для формирования нового взгляда студентов на чай как напиток, имеющий свою историю, традиции чаепития в разных странах, осознание полезных свойств чая, его благотворного влияния на организм человека, приобщение к традициям Великобритании.
Цели:
- образовательные - обобщить знания студентов об особенностях и традициях английского чаепития, повторить лексику по данной теме, знать химический состав чая;
- развивающие - развивать монологическую и диалогическую речь студентов, их творческие способности, навыки аудирования текстов, логическое мышление,  долговременную память, учить грамотно выступать на публике, умению выслушивать собеседника и работать в команде;
- воспитательные - воспитывать у студентов интерес к познанию истории и культуры других стран и народов, внимание, этику поведения за столом.
Задачи:
- развитие словарного запаса студентов;
- тренировка навыка аудирования для понимания специальной информации;
- тренировка памяти, логического мышления, техники аудирования;
- развитие коммуникативной компетенции (умения обобщать полученную информацию);
- развитие социокультурной компетенции.
Методическое обеспечение: компьютерная презентация, фильм «Great British Tea» (на английском языке), тематические стенгазеты, чайный коллаж «Tea Brands», экспозиция чайных упаковок, раздаточный материал (кроссворды, пословицы, рефлексия), атрибуты английского чаепития.

Ход мероприятия
I. Организационный момент
English Тeacher 1: Good morning dear guests, dear teachers and dear students! You are welcome to our creative workshop. We hope our lesson will be very interesting for everybody.

English Тeacher 2: Good afternoon, friends and our dear guests! Today we are going to talk about English Tea: its history, its traditions, its ceremonies.

Т1: The topic is written on the blackboard. It’s connected with your future profession, so it’s very useful for you.
II. Основная часть
1-й этап
Т1: Traditionally the English drink tea six or seven times a day. Why is tea drinking so popular?
Т2: We’ll start with some historical facts. Chemistry Teacher and students are going to tell us about it (приложение 1).

2-й этап
Т1: Now you will watch some excerpts from the film «Great British Tea».
Показ фрагмента фильма с комментариями преподавателей.
Т2: As you see this is London with its double-deckers, various places of interest, people living here and world famous Big Ben beating five times for tea …
T1: Everything stops for tea! This is Stephen Twining, the owner of the firm Twinings. Listen to him…
This is a traditional tea room and its hostess. Feel the atmosphere of a traditional tea room. Listen to her brilliant English attentively.

3-й этап
Now let’s watch the presentation «English drinking tea». Student (St3) will comment on the presentation.
Приложение 11 - электронная презентация.

4-й этап
Т2 (фонетическая зарядка): Let’s revise the words on the topic «Tea». These words are written on the blackboard. Repeat them after me altogether: teapot, kettle, cake, scone, milk, sugar, cup, mug, strainer, teaspoon, cosy, enjoy. Thank you.

5-й этап
T1: Well, students, let“s learn what tea is in details. Tea is the second most popular drink in the world. We only drink water more often than tea. There are 3 main types of tea: black, green and oolong.
T2: They all come from the same plant but different things happen to the leaves in the factory to make different types of tea. Now our students will tell us about it.
Студенты рассказывают о разных видах чая и показывают их упаковки.
Student 4: BLACK TEA is the most common type of tea. English Breakfast and Earl Grey are mixtures of black teas.
St5: OOLONG TEA looks similar to black tea. It smells a little like fruit. Nearly all oolong tea comes from China and Taiwan.
St6: GREEN TEA is the most natural type of tea and tastes most similar to the plant.
T1, Т2 задают студентам вопросы на усвоение услышанной информации:
1) What popular drinks do you know?
St1, St4, St6: Tea, coffee, water, cocoa, coca-cola, milk, juice.
2) How many types of tea do you know?
St2: 3 types.
3) What are they?
St1, St3: Black, green and oolong.
4) Where does oolong tea come from?
St4, St6: It comes from China, Taiwan.
T2: Very well. Thank you for your answers.

6-й этап
Рассказ студентов, как правильно выбрать вкусный и душистый чай (приложение 2).
T1: I think you know more about tea. Now you will know how tea turns from plant to drink.

7-й этап
T2: Here are some things that happen to black tea before you buy it. Each part of the preparation has a name. Today most tea companies use modern machines to cut, roll and dry the tea before they sell it in shops and supermarkets.
Now you’ll inform us about all stages of tea preparation and call their names. We’ll learn what happens from plant to drink.
Выходят 6 студентов с табличками названий этапов обработки чая, представляя краткие рассказы для аудирования. Учитель задает вопросы на понимание изложенной информации остальными студентами.
St9: PLUCKING. Women pick tea leaves. The very small, new leaves at the top of the plant have the best flavour.
T2: What kinds of leaves in size have the best flavour?
St3: Very small leaves.
T2: Thank you. What’s the next stage?
St10: CUTTING AND ROLLING. The roller breaks the leaves. In this way the natural flavour comes out in the tea.
T2: What is the name of this special machine?
St5: The roller.
St11: FERMENTING. The tea gets air. This is also called ‘withering’. The tea leaves are put on a flat surface or tray in a room with a lot of warm air until the leaves become dry and red-brown in colour.
T2: What color are the leaves when they dry?
St8: Red-brown.
St12: SORTING. People put the leaves into bags. There are bags for different qualities and sizes of tea leaf.
T2: What types of quality do you know?
St4, St7, St10: Poor, good, high and top quality.
T2: I agree with you.
St13: TASTING AND BUYING. Tea tasters decide the quality of the tea. The tea plantations sell the tea to a company or the buyer offering the highest price. This is called a tea auction.
T2: Who remembers the proverb with the word «Taste»?
St1: Tastes differ.
T2: Good for you.
St14: PACKING. The tea goes into boxes, ready to go to many different parts of the world.
T2: Do you like to buy tea in beautiful boxes? Look at this collage! How do you like it?
St2, St5, St9, St13: Fine/Beautiful/Unusual/very famous brands.
T1: Now you know how tea changes from plant to drink.

8-й этап
Преподаватель химии и студенты демонстрируют проведенную исследовательскую работу  (приложение 3).

9-й этап
Преподаватель химии и студенты рассказывают о свойствах чая и о том, как его правильно хранить (приложение 4).

10-й этап. The competition
T2: Let’s divide into two teams. One of the teams will be Cups, the other will be Teapots. And our guests will be our jury. First of all the teams will greet each other. Let“s begin, please.

Капитаны команд читают речовки:
Captain 1. Tea-cups, tea-cups, come to me. I will pour in you some tea.
Captain 2. Do you see a pot? It is very hot.
Команды рассаживаются за столы с флажками с изображением чашек и чайников.

T1: You“ll be given three tasks. The first task is a creative one. You should find out some information in the Internet. Two students from each team should find information about art, tea traditions and etiquette. Keep the results of your work on the computer, then show them to all of us. You will be given ten minutes.
Два студента от каждой команды садятся за компьютеры и ищут информацию в Интернете. Через 10 минут студенты показывают результаты своей работы (приложения 5, 6).

T1: The second task is the lotto. You have learnt some English proverbs and idioms. They are written on the blackboard. One of the competitors will take a keg. There you can find the description of the proverb. You should guess the proverb or the idiom.
Одна угаданная пословица - 1 очко команде (приложение 7).
T2: It is time to continue our contest. The third task is the crossword. Each team will be given the same crossword. You should find as many words as possible on the topic «Tea». Then you should write down these words on a sheet of paper. Your total time is three minutes. Who will be faster?
Кроссворд (приложение 8).
The word is given to the members of the jury.
Выступление членов жюри - жюри оценивает работу команд. Команда-победитель награждается медалью. За выполнение первого творческого задания жюри вручает памятные призы.

11-й этап
T1: Our student will show us how to prepare English tea.
Студентка показывает процесс приготовления чая, рассказывая об этапах на английском языке. Параллельно на экране проектора  слайды презентации с информацией о заварке чая.
St19: 1. Fill the kettle with cold water.
2. Boil the water.
3. Put one teaspoon of tea in the pot for each person and one extra for the pot.
4. Pour hot water into the pot.
5. Place a tea strainer over the top of the cup and pour the tea in.
6. Place a tea cosy on the teapot to keep the tea warm.
St20: If you want, you can add some milk and sugar. The tea can be served with stewed fruit, jam, cakes and many other snacks.

12-й этап
T2: Thank you. Let’s begin a new competition. There are four teams. They will lay the tables according to their taste. You will be given 5 minutes. You should also think about the name of your composition. Whose table will be the best?
Our jury will tell us the names of the winners.
Пока жюри оценивает конкурс сервировки и подводит итоги, студенты отвечают на предложенные вопросы.

III. Заключительный этап
Рефлексия (письменный ответ студентов на вопросы) (приложение 9).
Итоги рефлексии (приложение 10).

Итоги внеклассного мероприятия
Т1: Our pleasant party is coming to the end. We hope you know how to the make English tea, the history of tea. You will be able to choose tea of high quality and this information will help you in your future profession. Thank all of you for your creative job and activity.
T2: Now will you please, write down your home task. You should find the next information in Internet about how people from different countries prepare tea and their drinking traditions.
T2: Let’s sing the song about tea «I’m a little teapot».
I’m a little teapot
Short and stout.
This is my handle,
This is my spout.
When the water’s boiling,
Give a shout,
Tip me over
And pour me out!
T1: Well singing.
Big Ben is ringing.
T2: Thank you for work and your attention. Tea drinking is a lovely way to spend time with friends. We invite you for tea.
T1: Take your seats at the table and let’s have a nice cup of tea! Enjoy your tea!

Приложение 1. История появления напитка чай
Чай как напиток имеет свою историю, которая значительно отличается от истории его как растения.
У себя на родине, в Китае, чай стал повседневным напитком только в VI веке н. э., причем вначале исключительно в аристократической среде. Понадобилось еще без малого четыре столетия, прежде чем чай превратился в национальный напиток китайцев.
В Европу чайный напиток проникал двумя совершенно независимыми друг от друга путями - с запада и с востока. В Западную Европу чай впервые был завезен из Китая португальскими мореплавателями в 1517 году. За пределы маленькой Португалии чай не вывозился в течение целого столетия, его изредка употребляли при королевском дворе. В 1610 году голландцы сделали вторую попытку познакомить Европу с чаем, но на сей раз напиток завоевал популярность только в узком кругу амстердамских и антверпенских патрициев. Наконец, в 1664 году Ост-Индская компания прислала в подарок английскому королю как величайшую экзотическую редкость два фунта (906 граммов) чая, перекупленных у голландцев. Подарок совпал с появлением в Англии новой королевы - урожденной португальской принцессы Катарины Браганцской, которая преподнесла своему супругу Карлу II в качестве приданого не только индийский город Бомбей, но и обычай пить чай.
С тех пор чаепитие из Англии как новая европейская мода среди высших слоев общества стало распространяться в другие европейские страны.
Ныне подавляющее большинство населения земного шара употребляет в качестве наиболее обыденного безалкогольного напитка чай. Однако в Европе этот напиток пьют крайне редко.
Одной из причин медленного внедрения чайного напитка в Европе было незнание, как правильно его использовать. Это неумение доходило иногда до курьезов. Недаром почти в каждой стране существуют разнообразные шутки-анекдоты о приготовлении чая. Например, хорошо известен анекдот об английском моряке, приславшем своей матери в подарок фунт чаю. Мать, желая угостить соседей изысканным заморским блюдом, сварила в кастрюльке весь фунт чаю одновременно и, слив горькую и, по ее мнению, ненужную коричневую воду, разложила по тарелкам вываренные листья чая, приправив их сметаной.
Аналогичные курьезы происходили и в других странах, в том числе и у нас в России, но здесь они имели свой национальный колорит, что отразилось в фольклоре и литературе. В одной русской народной песне середины XIX века устами дворового крестьянина рассказывается следующая история:
Раз прислал мне барин чаю
И велел его сварить,
А я отроду не знаю,
Как проклятый чай варить.
Взял тогда, налил водички,
Всыпал чай я весь в горшок
И приправил перцу, луку
Да петрушки корешок.
Далее песня в тех же юмористических тонах сообщала о трагической развязке, последовавшей, после того как барину подали такой «чай».
Конечно, давно уже прошло то время. Но весьма характерно, что песня, созданная, по-видимому, городским автором, высмеивает крестьянина, которому даже битье не пошло впрок:
Долго думал, удивлялся,
Чем же мог не угодить?
А потом-то догадался,
Что забыл я посолить.
 
Приложение 2. Как правильно выбрать чай?
Прежде всего надо научиться отличать свежий чай от старого и настоящий чай от фальшивого. Листья свежего чая производят впечатление свежести, они имеют яркий цвет, хорошую форму и образуют довольно плотную структуру. У старого чая листья тусклые, разной формы, твердые. Свежий чай на ощупь мягкий и живой. Если его потереть в пальцах или растереть на ладони, обычно он не раскрашивается легко. Старый чай сухой, и он легко превращается в порошок.
При заваривании свежий чай быстро дает ярко выраженный чистый аромат, листья разворачиваются, чайный раствор прозрачен; вначале чистый цвет прозрачного нефрита медленно переходит в желтоватый оттенок. У свежего чая мягкий вкус. У старого чая запах приглушен, листья вялые, жидкость мутная. Только что заваренный старый чай имеет глухой желтый оттенок. У настоящего чая листья имеют зубчатую кромку, у фальшивого края листа не имеют конкретной формы. Кроме того, теин и эфирные масла придают настоящему чаю характерный аромат, которого нет у фальшивого чая.
Если вы все-таки не уверены в чае, попробуйте следующий способ. Возьмите щепотку сомнительного чая и щепотку настоящего, заварите оба по два раза, настаивая оба образца в течение 10 минут. После этого выложите листья на белую тарелку с чистой водой и рассмотрите форму листьев, прожилки, зубчики.
У настоящего чая прожилки образуют яркий рисунок, похожий на сеть. Главная прожилка идет точно в вершинку листа, боковые приблизительно на две трети своей длины расходятся в стороны, а затем дугообразно сгибаются вверх и соединяются с идущими вверх ответвлениями, оборотная сторона листа некоторых сортов чая покрыта белым пушком, зубчики по краям листа ярко выражены, внизу листа зубцы более редкие.
У фальшивого чая прожилки не выступают отчетливо, боковые прожилки обычно идут прямо к краям, зубцы по кромке либо не отчетливы, либо слишком грубы.

Приложение 3. Исследовательская работа
Цель: исследовать образцы чая по внешнему виду, растворимости в воде, установить рН водных экстрактов чая.

Оборудование:
1) чашки Петри с образцами трех видов чая:
образец №1- цейлонский чай черный байховый крупнолистовой,
образец №2 - чай черный мелколистовой «Твайнингс»,
образец №3 - чай зеленый с жасмином;
2) три пронумерованные термоустойчивые колбы для заваривания чая на 50 мл;
3) плитка электрическая лабораторная;
4) стакан из термоустойчивого стекла на 500 мл;
5) фарфоровая ложечка;
6) универсальная индикаторная бумага;
7) вода для приготовления водного экстракта чая;
8) увеличительная лупа.

План исследования:
1. Исследовать образцы чая по внешнему виду (цвет, форма листьев, отношение к растиранию на ладони).
2. Исследовать водный экстракт чая (цвет, прозрачность, наличие аромата).
3. Испытать водный экстракт чая универсальной лакмусовой бумагой.
4. Результаты исследования.
Исследование чая по внешнему виду
С помощью лупы внимательно рассмотрели три представленные образца чая. Растерли на ладони несколько листочков каждого образца.
Заключение: листья чая образца под №1 производят впечатление свежести, они крупные, имеют яркий цвет, хорошую форму и образуют довольно плотную структуру. Примеси чайной пыли отсутствуют. При растирании на ладони не крошатся в пыль.
Листья чая образца под №2 также производят впечатление свежести, они мелкие, тусклые, плотные. Примеси чайной пыли отсутствуют. При растирании твердые, плохо крошатся.
Листья чая образца под №3 тусклые, разной формы, твердые. Среди целых высушенных листьев имеется много измельченных в пыль примесей. При растирании на ладони легко превращаются в порошок.
Вывод: образец чая под №1 имеет хорошие внешние качества.

Исследование водного экстракта чая по внешнему виду и по запаху
Приготовили водный экстракт всех трех образцов чая. Для этого взяли 1 ложку чая, поместили в колбу,  залили кипящей водой и дали настояться 10 мин.
Внимательно рассмотрели водные экстракты, исследовали запах.

Заключение: водный экстракт чая образца №1 при заваривании быстро дал ярко выраженный чистый аромат, листья развернулись, чайный раствор прозрачен.
Водный экстракт чая образца №2 при заваривании имел глухой желтый оттенок,  через 20 минут раствор потемнел.
Водный экстракт чая образца №3 при заваривании имеет бледный цвет. Аромат жасмина выражен очень слабо, почти не чувствуется. Цветы жасмина при заваривании не раскрылись.
Вывод: чайные листья образца №1 более свежие, чем образца №2. Чайные листья образца №3 старые, цветы жасмина недозрелые.

Исследование кислотности (рН) водного экстракта чая
В колбы с водным экстрактом чая опустили универсальную лакмусовую бумагу.
В колбе с образцом №1 рН=6 (среда слабокислая),
в колбе с образцом №2 рН=6 (среда слабокислая),
в колбе с образцом №3 рН=5  (среда кислая).

Вывод: зеленые сорта чая имеют более высокую кислотность, чем черные сорта чая.

Результаты исследования
Первое место присуждается цейлонскому чаю - черному байховому крупнолистовому.
Второе место  присуждается чаю черному мелколистовому «Твайнингс».
Третье - чаю зеленому с жасмином.

​Лариса МАКОВСКАЯ, преподаватель английского языка,
Ирина КОРЕШКОВА, преподаватель английского языка,
Ирина КИРИКОВА, преподаватель химии технологического колледжа №28 Москвы, победители
VIII Всероссийского конкурса для классных руководителей «Мудрая сова»