Задачи
Образовательные:
- уточнение и сравнение артикуляции согласных звуков [к]-]г].
- совершенствование навыков дифференциации звуков [к]-[г] в словах и предложениях.
Коррекционно-развивающие:
- развитие фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза, умения отвечать полным ответом на вопрос, коммуникативных навыков, внимания, мышления, памяти, воображения, общей моторики (координации движений), мелкой моторики;
- развитие и активизация словарного запаса (по темам «Фрукты», «Овощи», «Ягоды» и др.).
Воспитательные: воспитание доброжелательности, чувства взаимопомощи, умения работать в коллективе, активности и самостоятельности.

Словарь: звонкие - глухие согласные, фрукты (виноград, гранат), ягоды (земляника, ежевика, черника), овощи (морковь, тыква).

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, карточки с  заданием (слова с пропущенными буквами К-Г), синие и красные прищепки, сигнальные значки с цифрами 1, 2, 3 (номерами схем слов).

Ход занятия
Вводная часть
1. Организационный момент
Учитель: Здравствуйте! Сегодня, ребята, у вас будет занятие с компьютером.  Постарайтесь быть внимательными и активными.

Основная часть
2. Игра «Разгадай ребус»
Учитель: Ребята, к вам на занятие пришли гости. Название первого гостя отгадайте с помощью ребуса: посмотрите на картинки и назовите их (гриб, ножницы, окна, машина), выделите первый звук в каждом названии картинки, соедините эти первые звуки, и вы получите название первого гостя. (Гном.)                                                                    
Название второго гостя вы узнаете, если скажете, какие буквы приклеились друг к другу (о, к, т). Помогите буквам стать по порядку, и узнаете название второго гостя. (Кот.)
К нам в гости пришли Гном и Кот в сапогах из сказочной страны.  По дороге к нам в школу Кот и Гном придумали стишок. Послушайте его и найдите в стишке похожие слова:
Съел я апельсин, осталась корка.
Я пойду кататься, где же горка?
Что такое корка?
Что такое горка?
Послушайте и проверьте, правильно ли записали Кот и Гном свой стишок:
Съел я апельсин, осталась горка.
Я пойду кататься, где же корка?
Исправьте ошибку.
Наши гости перепутали звуки [к]-[г]. Некоторые ребята тоже иногда путают эти звуки и буквы.

3. Сообщение темы занятия
Учитель: Сегодня на занятии мы будем учиться не путать звуки [к]-[г]. Мы расскажем Коту и Гному об этих звуках много интересного.                                                                                                                                        
Произнесите вместе звук [г]. Какой это звук? (Согласный.) Звук образуется в глубине рта. Горлышко «дрожит», помогает голос. Значит, звук [г] звонкий. А теперь попробуем произносить г-г-г и «выключить» голос. Потрогайте горлышко. Что слышим? (Звук [к].) Звук [к] произносится глухо (горлышко не дрожит), тихо, его нельзя петь, тянуть. Значит, звук [к] согласный, глухой. Когда мы произносим звуки [к] и [г], то губы у нас разомкнуты (приоткрыты), кончик языка находится за нижними зубами.
Чем отличаются звуки [к] и [г]?

4. Дифференциация звуков в словах
Учитель: Давайте покажем, как мы рады нашим гостям, и подарим Коту и Гному флажки с буквами. Что вы видите на флажках? (Буквы К и Г). Догадайтесь, какой флажок можно дать Коту, а какой Гному?
Скажите, чей флажок находится на экране слева? Справа чей флажок?
Закончите предложения: 1) Кот, возьми флажок с буквой… (к)
2) Гном, возьми  флажок с буквой… (г)
Посмотрите на экран и скажите, правильно ли выбрали Кот и Гном свои флажки?
Вы знаете, ребята, что наши гости - друзья. Но сейчас они поссорились друг с другом. И все потому, что поспорили, чей звук и чья буква лучше. Нам надо  разрешить их спор, чтобы они скорее помирились.
Давайте раздадим каждому гостю его предметы: Гному - предметы, в названии которых есть звук [г], Коту - со звуком [к]. У вас на столах лежат сигнальные карточки с буквами К и Г. Посмотрите на экран и покажите с помощью букв К и Г, кому надо дать какую картинку.
Помогите нашим гостям, Коту и Гному, вставить буквы К, Г в слова. Прочитаем слова и вставим буквы К или Г в слова на карточках.                                               
А теперь проверим с помощью экрана, правильно ли вы выполнили задание.
Кот и Гном хотят поиграть с вами в игру «Лишняя картинка». С помощью звуков [к] и [г] найдите лишнее слово среди названий картинок груша, горох, майка, гномы.                                                       
Молодцы! Вы помогли буквам К и Г вернуться в слова!

5. Звуковой анализ слов (работа со схемами слов)
Учитель: Ребята, есть очень интересные слова, в которых можно услышать  два звука Кота ([к], [к]) или два звука Гнома ([г], [г]). Но Коту и Гному будет также интересно услышать слова, в которых есть оба их любимых звука ([к] и [г]). На экране вы видите 3 схемы слов, на которых написано по 2 буквы. Посмотрите и назовите картинки со звуками [к] и [г]. Если вы услышите два звука [к] ([к к]) в слове, то покажите мне номер первой схемы (1), если услышите слово со звуками [к] - [г] (где звук [к] слышен раньше, чем [г] ), то покажите номер второй схемы (2), если услышите слово со звуками [г] - [к] (где звук [г] слышен раньше, чем [к]), то покажите номер третьей схемы (3). Слова-картинки: грузовик (3), скамейка (1), книги (2), градусник (3), кенгуру (2), поганки (ядовитые грибы) (3), кубики (1), круги (2), снеговик (3), краски (1), игрушки (3), кошка (1), кегли (2), кролик (1), лягушки (3), коньки (1), иголка (3).
Отгадайте загадку, и узнаете, что нужно дать нашим гостям.
Всех на свете обшивает,
Что сошьет - не надевает. (Иголка.)                   
Коту и Гному нужна иголка, чтобы зашить одежду. Они ее немного порвали по дороге.
Составьте схему слова иголка. К полоске (картонной) прицепите по порядку красные и синие прищепки. Красными прищепками надо обозначить гласные звуки, а синими - согласные звуки в слове иголка.  Каким по счету является звук [к] (5), звук [г](2)?
Пока вы составляли схему слова иголка, Кот и Гном зашили одежду.

6. Физминутка
Кот и Гном предлагают нам  сделать вместе с ними зарядку.                                 
Давайте подвигаемся вместе с Котом и Гномом. Слова стишка вам подскажут движения.
Гномик наш шагает бодро -
раз, два, три.
Спинку держит очень ровно -
посмотри.
Ручками  похлопал он,
Ножками потопал он.
Вот присел, потом
привстал.
Слова волшебные сказал:
крекс, пекс, фекс!
Котик наш шагает бодро -
раз, два, три.
Спинку держит очень ровно -
посмотри.
Лапками похлопал он,
Сапожками потопал он.
Вот присел, потом привстал.
Слова волшебные сказал:
крекс, пекс, фекс!

7. Звукобуквенный анализ и синтез
Учитель: Кот и Гном хотят показать вам не простые, а живые картинки (картинки будут двигаться на экране).                                                                                                    
Составьте слова из букв И, Г, Т, Р (тигр),  У, К, Р, К (руки), и увидите живые картинки (тигр бежит, руки хлопают).
Составьте слова из слогов одного цвета (ка, бук, тер, вы), и увидите живые картинки (катер плывет,  буквы танцуют).
Придумайте предложение с любым из 4 слов: тигр, руки, катер, буквы.
8. Дифференциация звуков [к]-[г ]в предложениях                                                
Учитель: Кот и Гном сочинили стишок и записали его (на экране), но допустили ошибки.
Я пойду к собакам в кости,
Каждой принесу по гости.
Прочитайте стишок и исправьте ошибки.
Какая буква помогла вам исправить первую ошибку (в слове гости)?
Какая буква помогла вам исправить вторую ошибку (в слове кости)?
Запомните этот стишок и повторите сами.
К нам  на занятие пришли живые буквы (буквы на экране двигаются) и что-то хотят сообщить нам… Они даже составили какое-то слово (В, А, М) и принесли нам  письмо.
Буквы хотят, чтобы мы прочитали это письмо. В этом письме не хватает букв К и Г. Эти буквы кто-то похитил. Прочитайте письмо, вставьте буквы К и Г:
Баба-я_а спрятала бу_вы. Помо_ите отыс_ать их.
Где же Баба-яга спрятала буквы К и Г? Ребята, буквы бежали по лесу, письмо порвано на части, слова перепутаны. Помогите Коту и Гному его прочитать. Поставьте слова  по порядку и  составьте предложение из слов: под, закопала, корягой, буквы, Баба-яга, избушки, около.  
Скажите еще раз Коту и Гному, где надо искать буквы.
Молодцы, ребята! Вы помогли Коту и Гному найти быстро буквы К и Г.  
Буквы К и Г, которые вы спасли, очень вам благодарны за помощь.   
Кот и Гном  очень рады, что вы спасли их любимые буквы К и Г, и обещали больше не ссориться из-за букв К и Г, потому что все буквы важны и очень нам нужны.
Буквы  живут в книгах и знают очень много интересного. В конце занятия буквы нам написали пословицы с хорошими советами для наших гостей Гнома и Кота и для вас, ребята. Только Буквы К и Г решили проверить, сможете ли вы правильно вставить их в пословицы, выбрав из двух - К или Г (К/Г)?                                               
Добрая шутК/Га дружбы не рушит.
Как вы понимаете пословицу? (Ответы детей.)
Нет друК/Га - ищи, а нашел - береК/Ги.
Как вы понимаете эту пословицу? (Ответы детей.)
Умелые руК/Ги  не  знают  сК/Гуки.
Как вы понимаете эту пословицу? (Ответы детей.)

Заключительная часть
9. Итог занятия
Учитель: Занятие подошло к концу. Гном и Кот благодарят вас за  помощь.
Что вы, ребята, сегодня делали на занятии? Что вам понравилось?        
(Ответы детей.)

10. Окончание занятия
Учитель: Спасибо за ваши ответы. Дружите с буквами, с книгами, и вы будете очень много знать.
Занятие окончено.

P.S. Презентация к занятию опубликована на сайте «Учительской газеты» http://www.ug.ru/method_article/716.

​Расима ШИШОВА, учитель-логопед специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида №565 Кировского района Санкт-Петербурга, победитель XV Всероссийского конкурса «Сто друзей»