- По окончании Бауманского училища отец приехал на Выксунский завод дробильно-размольного оборудования. Это было в 1955 году. Мама приехала в Выксу спустя два года. Она родилась в Украине, училась в Ленинградском политехническом, однако именно в Выксе родители познакомились и поженились. Отец долгое время работал заместителем главного конструктора, так что росла я в интеллигентной среде. В Выксе в то время было много интересных, по-настоящему образованных людей.
- Наталья Федоровна, видно, что вы любите свой город...
- Конечно, ведь Выкса - моя родина. Город рос и развивался вместе со мной. На моей памяти не было периода, чтобы здесь что-то не строилось: заводы, жилые дома, школы, больницы, целые микрорайоны... И это хорошо. Если город растет и строится, значит, жизнь продолжается. Конечно же, это сказывается и на системе образования. Инженеры, которые работают на металлургическом заводе, - выпускники Московского института стали и сплавов и металлургического факультета Нижегородского технического университета. В нашем городе большой спрос на этих специалистов. Район у нас промышленный, и поскольку молодежь в основном идет на производство, у выксунского образования политехнический уклон - традиционно мы стараемся больше развивать технические дисциплины. Но не нужно думать, что к гуманитарной сфере, к развитию творческих способностей мы относимся без должного внимания.
- У вас какие-то специальные образовательные программы?
- Благодаря партнерским отношениям с Объединенной металлургической компанией (с недавних пор Выксунский металлургический завод входит в ее состав) мы смогли реализовать множество проектов в сфере образования и воспитания. Благодаря ОМК мы имеем возможность приглашать таких знаменитых людей, как скрипач, философ и музыковед Михаил Казиник и др. На базе наших школ создаются лаборатории, и уже есть группа учителей, которые работают по волновой теории, которую сформулировал Михаил Казиник. Именно он и руководит деятельностью этих лабораторий. Также к нам приезжала арт-терапевт Мария Дрезнина, которая работает с детьми по развитию художественных способностей. 24-25 ноября по ее инициативе и при ее участии на территории нашего района пройдет семинар для учителей по обучению детей с ограниченными возможностями.
- Пожалуйста, расскажите об этом партнерстве подробнее...
- Нам оказывают большую помощь в обучении: приглашают ведущих специалистов, которые проводят мастер-классы для педагогов, организуют конкурсы по математике, физике, химии. Наши педагоги с удовольствием принимают в них участие. Предусмотрена, естественно, и грантовая поддержка.
У нас в Выксе есть и свои городские гранты. Их учреждает администрация для учителей, которые участвовали в конкурсах нацпроекта образования. Проводим разные конкурсы. И «Учитель года», и «Самая классная классная» - и среди педагогов дополнительного образования, и среди воспитателей. Наши партнеры помогают нам не только с призами, но и организационно. У нас взаимовыгодное сотрудничество. Руководство ОМК заинтересовано не только в обучении кадров. Оно заботится о социальном благополучии города, его микроклимате.
- С таким градообразующим предприятием системе образования можно жить беззаботно. Значит, у вас решены все проблемы?
- Проблемы, конечно, есть. Самая большая - это очередность в детсады. На сегодняшний день очередность детей в возрасте от 3 лет полностью ликвидирована, но в возрасте от 1,5 лет очередь еще большая. Хотя мы и начали решать проблему раньше многих. Программа правительства Нижегородской области «Ликвидация очередности в дошкольных образовательных учреждениях» началась в 2010 году. Но мы и до этого, не дожидаясь областной и федеральной программ, стали вводить дополнительные группы. За счет местного бюджета ремонтировали детсады, отданные под другие учреждения, и достраивали те, которые давно стояли из-за отсутствия средств как долгострои. Буквально за три года мы получили дополнительно 1500 мест. Я считаю, что это большое достижение.
В этом году губернатор Нижегородской области выделил средства, и мы открыли дошкольные группы при школах, сумели ликвидировать очередность в рабочих поселках. А это были проблемные поселки. Теперь в нашем районе есть и семейные детские сады. Коттедж построен таким образом, чтобы в одной его половине жил воспитатель со своей семьей, а в другой половине находилась группа - место работы воспитателя. В группе всего 10 человек. По условиям программы педагог должен проработать 10 лет, после чего дом переходит в его собственность. Буквально на днях я выезжала в такой семейный садик и смотрела, как ведется работа. Убедилась, что все довольны. И родители довольны, и воспитателю и детям комфортно.
Кроме того, в нынешнем году мы начали строительство большого детсада на 240 мест. Если мы его введем, как планируем, в следующем году, то очередность будет ликвидирована полностью.
- Наталья Федоровна, есть ли в районе еще какие-то проблемы подобного рода?
- Еще одна большая проблема - это устаревание зданий. Благодаря программе модернизации школы оснастили большим количеством качественного оборудования, но на ремонт денег уже не хватает. Качественные декоративные ремонты мы провели во всех учреждениях, были созданы паспорта энергопотребления, но окна и системы отопления очень часто требуют замены, а для этого нужны большие вложения. Образование - это самая затратная сфера. А поскольку наш район донорский и львиную долю мы отдаем в бюджет области, чтобы и другие районы выживали, то приходится изыскивать средства и ждать, когда на федеральном или региональном уровне будут приняты программы, финансирующие капитальные ремонты.
- Какие задачи вы ставите себе и своим коллегам на ближайшую перспективу?
- Самая главная задача - это качественно учить и воспитывать. Учеба без воспитания невозможна в принципе. В связи с новыми образовательными стандартами мы выходим на школу полного дня. Еще одна задача - сделать все, чтобы молодежь из Выксы не уезжала. Близость Москвы здесь сильно сказывается. У нас три учреждения среднего специального образования. Это политехнический колледж, металлургический техникум и училище, где готовят работников речного флота. Те, кто уходит из школы после 9-го класса, поступают чаще всего в эти учреждения. Именно их выпускники определят будущее Выксы, потому что в большинстве своем останутся жить на нашей территории. А вот часть выпускников 11-х классов уезжает. Конечно, мы понимаем, что уезжают самые лучшие, уезжают стобалльники, поступают и в МГУ, и в Бауманский, и в энергетические вузы. Чаще всего едут в Москву, реже в Нижний Новгород. Возвращаются немногие. Но, с другой стороны, пусть уезжают и реализуют свой потенциал в других городах. Хорошие люди нужны везде. Сейчас понятие «человек мира» очень актуально. Но тем не менее мне бы хотелось, чтобы большая часть ребят оставалась.
- Удается ли делать что-то, чтобы молодежь не уезжала или, уехав на учебу, все же вернулась в Выксу?
- В апреле нынешнего года у нас был совместный с американцами проект. К нам приезжали студенты Корнелльского университета. У них, как и у нас, в моногородах остро стоит проблема закрепления молодежи. Они проводили опрос: насколько востребовано образование? Сложно ли найти работу? Чего хочет молодежь? И оказалось, что все-таки у нас есть перспективы, мы многое можем развивать на своей территории. Нам есть на что равняться.
Очевидно, что образование, которое ребята получат в Москве, сильнее. Но и у нас дети могут получать достойное образование, это зависит от педагога, от подхода в каждом конкретном случае. Мы об этом не думаем, просто стараемся работать на благо земляков. Мы любим свой город и хотим в нем жить, хотим, чтобы наши дети оставались в нем, чтобы молодежь чувствовала себя не на обочине, а в центре культурной жизни.
Уже несколько лет назад мы задумали музейный образовательный проект - в нем задействованы все школы. Дети изучают историю родного края и ведут экскурсии по достопримечательностям района. В конце сентября был большой фестиваль «Магия творчества», в котором участвовали технические кружки и объединения. Проводили мастер-классы, и дети с удовольствием их посещали.
Стараемся сделать жизнь молодежи ярче и интереснее, вовлекать ее в жизнь города, надеемся, что все это будет производить эффект, пусть не мгновенный, а отстраненный во времени.

Досье «УГ»


Наталья Федоровна ИЛЮШКОВА - выпускница математического факультета Арзамасского педагогического института. В школу пришла, будучи студенткой. Работать с детьми очень нравилось. Пять лет была пионервожатой, за успешную организацию воспитательной работы получила Почетную грамоту Министерства образования и науки РФ и предложение стать завучем по внеклассной работе. Еще через несколько лет Наталье Федоровне предложили перейти в районный отдел народного образования. Была методистом, затем заведующей сектором, долгое время - заместителем начальника. Три года назад возглавила управление образования. В свободное от работы время, которое бывает очень редко, любит читать и вышивать картины и иконы. А еще семья Илюшковых очень любит путешествия.

Нижегородская область