- Гульсиня Данановна, как удалось достичь такого высокого уровня?
- Статус гимназии мы получили в 2005 году, а вообще наша школа существует с 1970 года. Она была открыта в новом, строящемся микрорайоне. С самого начала здесь сложился творческий, сплоченный коллектив. Сегодня трудно поверить, но в школе было 12 мужчин. Среди учителей были и участники Великой Отечественной войны, и труженики тыла. Ученики с уважением относились к старшему поколению. Воспитательная работа всегда была на высоте. Школу лидерских качеств, коллективистских начал и патриотизма учащиеся проходили в пионерской и комсомольской организациях. Но позже в связи с потерей идеологических ориентиров, как и любая школа, наша не избежала перемен. Но мы всегда старались поддерживать добрые традиции. Это помогло школе сохранить свое лицо и в любые, даже самые тяжелые, времена поддерживать репутацию сильного образовательного учреждения.
- Какие в вашей гимназии сложились традиции?
- Здесь всегда поддерживали инициативу детей и педагогов - это, на мой взгляд, лучшая традиция. Результатом одной из педагогических инициатив стала наша ежегодная республиканская научно-методическая конференция для педагогов «Взаимодействие школы и вуза в реализации приоритетных направлений развития школьного образования: опыт, проблемы, перспективы», проводимая совместно с Казанским федеральным университетом. Реализована и другая инициатива - проект «Лаборатория современного урока» для молодых специалистов. С 2010 года в гимназии работает неформальное объединение педагогов - клуб педагогических идей «Вдохновение».
К традициям гимназии можно отнести праздник, посвященный Дню пожилого человека, - «Осенняя ярмарка», научную конференцию школьников, получившую статус городской, - «Интеллект. Карьера», день самоуправления к Дню учителя, школьное радио и школьную газету, посвящение в гимназисты, акцию «Зеленый лист» (сбор макулатуры), неделю на «отлично», неделю добра, предметные недели, интеллектуальные бои «Что? Где? Когда?», праздник по итогам года «Парад звезд», участие в творческих конкурсах, олимпиадах, спортивных соревнованиях.
- Создается впечатление полного благополучия. Вам удалось решить все проблемы?
- Признаюсь, не люблю этого словосочетания. Мне кажется, что директор школы всегда в постоянном поиске, преодолении трудностей, анализе удач и неудач. Могу привести пример. В 2002 году мы с 111-й школой одними из первых в республике и городе создали некоммерческий общественный благотворительный фонд. За опытом ездили в Самару, Нижний Новгород. Тогда это был единственно возможный способ формирования партнерских отношений с родительской общественностью, со спонсорами и внешними партнерами, укрепления и развития материальной базы школы цивилизованным способом - добровольными пожертвованиями. В 2007 году наш фонд стал победителем городского конкурса в номинации «Самый масштабный фонд». Фонд стал заявителем и победителем приоритетного национального проекта в образовании. Благодаря привлечению родителей к управлению школой мы сумели превратить их в активных участников образовательного процесса. Своим опытом делились с коллегами. Но наступила очередная кампания проверок некоммерческих школьных фондов, и под предлогом «нарушения принципа добровольности пожертвований» решением суда наш фонд закрыли. Что это - решение проблемы или наш опыт?
Я не могу сказать, что решила те или иные проблемы. Но могу сказать, что в гимназии созданы условия для осуществления качественного образования. Сегодня мы имеем важнейшие ресурсы эффективного управления: статус инновационного образовательного учреждения, программу развития гимназии, качественный педагогический состав, дифференцированную методическую службу, инновационную деятельность в условиях эксперимента федерального уровня, материально-техническую базу, обеспечивающую внедрение информационных и телекоммуникационных технологий, детское самоуправление. С 2005 года существует единая локальная школьная сеть.
- Гульсиня Данановна, какие задачи вы решаете сегодня в первую очередь?
- Для меня важен не просто переход, а именно освоение всеми - родителями, учащимися и учителями - стандарта второго поколения. Это очень ответственная и серьезная задача, касающаяся изменения содержания образования и технологий обучения, в конечном итоге всей парадигмы образовательного процесса.
Вступил в силу новый Закон «Об образовании в РФ», и надо работать над проектом и утверждением нового устава организации и локальных актов. Предстоит развивать коллегиальные формы управления гимназией, налаживать механизм взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса в новой юридической плоскости, привлекать внебюджетные средства для создания современной образовательной среды.
- Изменится ли работа гимназии в связи с вступлением нового закона в силу?
- Понятно, что по-старому работать не получится. Перемены неизбежны. Но надеяться, что все изменится сразу же, тоже нельзя,  не живет школа только по букве закона. В какую сторону изменится моя работа как руководителя, решит время. Конечно, многое зависит от меня, от педагогического коллектива гимназии и родителей. Например, предусматривается создание комиссий по урегулированию споров между участниками образовательного процесса. Это должно привести к повышению ответственности за результаты обучения как со стороны педагогического персонала, так и родителей. Они обязаны будут следить за освоением ребенком учебных программ. Комиссия позволит уйти от субъективизма и предвзятости в спорах по многим вопросам, касающимся прав и обязанностей всех участников образовательного процесса.
- Что, по-вашему, требует принципиальных изменений в управлении образованием?
- Возможно, некоторые проблемы сегодня уже стоят не так остро. Хочется думать, что они решаются. Но все же, по моему наблюдению, определенные факты способствуют разрастанию негативных тенденций в системе образования.
Повышение зарплаты не привело к повышению ответственности педагога за качество труда, не повысило социальный статус учительства. Погоня за баллами для получения стимулирующей части зарплаты приводит к дисбалансу отношений в педагогическом коллективе, превращает работу учителя в показательный формализм.
Я категорически не согласна с тем, что результаты ЕГЭ выпускников соотносимы с уровнем профессиональной компетенции учителя, с результатами деятельности школ, муниципальных образований и субъектов. В очередной раз руководитель учреждения на августовской конференции в начале учебного года должен выслушать, что его учреждение невостребованное, не вошло в рейтинг лучших школ города, республики. Так уничтожается весь смысл труда учителя и всего коллектива.
Не согласна и с еще одним изобретением чиновников от образования - определение профессиональной компетенции учителя по результатам сдачи им самим ЕГЭ по преподаваемому предмету. Ставятся под сомнение его диплом о профессиональном образовании, опять же его профессиональная компетенция на уроке, его личностные и нравственные характеристики. Мне стыдно за то, что я, руководитель, отправляю учителя высшей категории, учителя русского языка, проработавшего в школе 30 лет, заслуженно награжденного Почетной грамотой Российской Федерации, выпустившего стольких учеников, сдавать русский язык в режиме ЕГЭ, иначе не примут ее заявление на очередную аттестацию и подтверждение категории. Это унижение.
Еще одна проблема - ежегодные приемки школ Роспотребнадзором. Спросите десять директоров: «Как вы провели лето?», и ответ будет практически одинаков: «В школе, за ремонтом». Много на эту тему уже говорили, а воз и ныне там. У директора должно быть время думать, размышлять. Мечтать в конце концов. А когда? Огромное количество отчетов. Мы привыкли работать в условиях «натянутой тетивы», а это, как известно, достаточно опасный симптом.

Досье «УГ»


Гульсиня Данановна Закирзянова возглавляет школу, в которой в свое время училась. В альма-матер ее направили по окончании института. Стать коллегой Владимира Алексеевича Бегичева, любимого учителя истории, было страшно и ответственно - мешал комплекс отличницы. Педагогическое мастерство недавняя выпускница школы перенимала у своих же бывших педагогов и классного руководителя - учителя математики Шафики Усмановны Камаловой. Сегодня в коллективе гимназии работают уже шесть выпускников. То, что бывшие ученики возвращаются в гимназию в роли учителей, Гульсиня Данановна считает наиболее объективным свидетельством успешной работы.

Казань