​«Учительская газета» №3 от 21 января 1926 года

Опять о том же

Вопрос об общественной нагрузке не всюду улажен. Жалобы на «суетню» и бесплодность работы в нынешнем существующем виде продолжаются. Учитель на распутье: направо ли пойдешь, налево ли, все равно ничего не достигнешь. Приналег на школьную работу - уже в ВИКе разговоры: «Учителя замкнулись в четырех стенах» (Шахтинский округ). Удели больше внимания общественной работе - инспектор ОНО пишет: «Школьная канцелярия не в порядке. Учительница не знакома с диалектическим материализмом. Ликвидировать указанные недостатки, а копии резюме отправить в ОНО и ВИК» (Аткарский уезд, Саратовская губерния).
Работу учителя критикуют все кому не лень. В селе Черва (Алексеевский район АМССР) культкомиссия при СИКе утверждает, что учителя даром получают жалованье, что они даровые нахлебники. Заведующий Шихазанской школой ШКМ (Чувашская Республика) - комсомолец, обремененный разными общественностями, попросил было частично разгрузить его, чтобы уделить больше внимания школе, и получил ответ: «Нагрузить его больше, так как у нас соответствующих работников нет».
П.Л.

«Учительская газета» №6 от 11 февраля 1926 года

Что думает крестьянин о школе

Недоверие к учительству и его культурной роли, непонимание задач советской школы и ее методов содержится в тех письмах, где приводятся факты отчуждения учительства от населения («кончили часы занятий в школе и зубы на полку» - по выражению одного из авторов), стремления интеллигенции жить своим замкнутым корпоративным кружком или интересами одной своей семьи и хозяйства. Здесь попадаются порой весьма жесткие слова. «У нас учительство какое-то сонное, вялое, халатное. Всю зиму проучили детей и ничему не научили. Только и дело: ездили на учительские кружковые занятия и ничего хорошего там не сделали. Соберутся, разведут пьянку, танцы и любовную переписку. Только и всего». Такими суровыми штрихами характеризует свое учительство тот же «язовский крестьянин».
Н.Кременский

От редакции

В среде педагогов распространен миф о том, что когда-то давно учителя получали очень неплохую зарплату, при этом в обществе их все уважали и боготворили как сеятелей разумного, доброго, вечного. Но ведь помимо старой доброй истины «там хорошо, где нас нет» существует и другая - «тогда хорошо, когда нас нет»...