Трудно найти более необъяснимое с точки зрения здравого смысла решение, чем лишение статуса и фактическое уничтожение центрального детского учреждения, считают педагоги. Собирались написать коллективное письмо в министерство. И... промолчали. 70 процентов внешкольников-технарей - пенсионного и предпенсионного возраста. В большинстве своем энтузиасты. А кто еще будет работать с детьми за ставку в пять тысяч рублей? Внешкольники ведь формально не учителя, и зарплата их вовсе не должна равняться средней по экономике региона. Тем не менее каждый из них боится за свое место... Еще больше - за своих пацанов, которым они и учителя, и тренеры, и вторые отцы. Даже в приказе Министерства образования и науки России, подписанном заместителем министра Маратом Камболовым, нет мотивирующей - стандартной - части.
- Видимо, мотивировать это решение было слишком затруднительно, - считает заслуженный учитель России Валентин Иванович Симоньянц, ныне пенсионер, почти 40 лет руководивший Армавирским центром технического творчества. - За последние годы из Министерства образования и науки ушли кадры, сами вышедшие из дополнительного образования, знающие его и любящие - Алла Васильевна Егорова, Валентина Александровна Березина, Нина Васильевна Мазыкина и другие, пользовавшиеся огромным уважением у педагогов-внешкольников России.
На сайте СТАНКИНа - что-то невнятное про кузницу кадров для университета, которая теперь откроется. Только зачем изобретать велосипед, который давно и успешно двигается? Опыт Московского авиационного института по работе с детьми тому пример. Владимир Сергеевич Дубинин, старший научный сотрудник кафедры теории воздушно-реактивных двигателей МАИ, руководитель научной группы «Промтеплоэнергетика», еще в 1979 году организовал уникальную и очень эффективную систему помощи юным техникам в поступлении в вуз. Причем комиссия МАИ по техническому творчеству молодежи искала именно нестандартно мыслящих ребят - как правило, вовсе не отличников. Представители МАИ выезжали на все соревнования по модельным видам спорта, Недели науки, техники и производства, слеты юных рационализаторов и конструкторов. Эти мероприятия регулярно проходили в стране, собирая десятки ребят и многие сотни экспонатов, среди которых масса оригинальных идей. Сотрудники МАИ выискивали юных Кулибиных, устанавливали с ними связь, отслеживали их до выпуска. При вузе действовала система подготовительных отделений для поступления как в институт, так и техникум, ПТУ по авиационной направленности. После введения ЕГЭ, по мнению Владимира Сергеевича, инженеров в России, а следовательно, и в мире больше не будет, а будут люди с дипломами о высшем образовании, не имеющие интереса к инженерной профессии. Впрочем, у Дубинина и сейчас есть интересные мысли, как «ковать» будущих ломоносовых. Только почему-то его тоже не спросили.
Если уж СТАНКИНу нужна «кузница», работающая со школьниками, почему бы его руководству не поработать по примеру других вузов и не создать свою? Зачем присваивать чужую? Как-то это неприлично. Впрочем, в «кузницу» верится с трудом. Например, в центре существует отдел художественно-эстетического воспитания, который работал с лабораториями и кружками той же направленности на станциях России. Какие кадры для чисто технического СТАНКИНа этот отдел может готовить? Сотрудники отдела ждут сокращения, а значит, и станции останутся без поддержки и помощи.
СТАНКИН мог бы, не взваливая на себя несвойственные вузу функции по «руководству» техническим творчеством, в рамках сотрудничества с ФЦТТУ принимать участие по поиску талантов на проводимых центром мероприятиях или проводя вместе с ним свои. В этом году в МГТУ имени Баумана поступил талантливый кружковец Армавирского центра технического творчества Павел Курбаций. Нашли его специалисты университета именно там - на конкурсе технического творчества, организованном ФЦТТУ. Это только один из примеров, как можно при желании отыскать таланты без закрытия эффективно работающего в течение почти века детского учреждения.
Много лет в стране существовала достаточно стройная система организационно-методического руководства дополнительным образованием детей. Во главе Департамент воспитания и допобразования Минобрнауки, далее профильные федеральные центры (ранее - центральные станции России): юннатов, юных техников, туристов-краеведов, художественной и спортивной направленностей, далее региональные органы. Теперь из стройной системы одним ударом «выбито» одно из главных звеньев: федерального центра, возглавлявшего детское техническое творчество в России с 1926(!) года, больше нет. А то, что пока осталось при СТАНКИНе, не имеет никакого отношения к Департаменту воспитания и допобразования, подчиняясь только вузу. О какой единой политике в дополнительном образовании детей страны можно теперь говорить?
Центр детского технического творчества всегда работал на всю Россию. Сфера же деятельности вуза - в границах собственной территории. Зачем объединять столь разные учреждения? Или теперь уже СТАНКИН будет проводить ежегодно 60 всероссийских детских мероприятий - соревнований по техническим видам спорта, выставок, слетов, конкурсов, семинаров для педагогов-внешкольников в разных регионах страны? Тогда он станет уникальным, единственным в мире вузом с подобной программой деятельности. Вот лишь небольшой перечень того, чем занимался согласно договору федеральный Центр технического творчества во время Всероссийских соревнований по ракетомоделизму среди обучающихся и первенства России по ракетомодельному спорту, проходивших в Армавире в 2011 году: «предоставил перечень Всероссийских мероприятий с обучающимися на 2011 год и положение о Всероссийских соревнованиях по ракетомоделизму среди обучающихся Министерства образования и науки Российской Федерации; составил регламент Всероссийских соревнований по ракетомоделизму среди обучающихся и первенства России по ракетомодельному спорту в соответствии с положением о Всероссийских соревнованиях по ракетомоделизму среди обучающихся Министерства образования и науки Российской Федерации, согласовал его с Федерацией ракетомодельного спорта России и разместил на сайте; приобрел, подготовил и вручил наградную продукцию победителям и призерам, тренерам команд-призеров и победителей в личных зачетах, организаторам соревнований (кубки, медали, дипломы, грамоты); направил представителя на место для организации соревнований; сформировал состав судейской коллегии, мандатной комиссии, согласовал их с оргкомитетом Всероссийских соревнований по ракетомоделизму среди обучающихся Министерства образования и науки Российской Федерации, Федерацией ракетомодельного спорта России; согласовал список победителей и призеров финала соревнований и программу его проведения с оргкомитетом Всероссийских соревнований по ракетомоделизму среди обучающихся Министерства образования и науки Российской Федерации; представил кандидатуры победителей и призеров на присуждение премии для поддержки талантливой молодежи в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» в личном зачете в классах моделей: S3A, S4A, S6A, S7, S9A; подготовил информационное письмо об итогах соревнований в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования».
Несведущему человеку понятно одно - этой рутинной, но важной работы не будет, это не работа университета. Осмелюсь выразить уверенность, что вся она будет попросту развалена, как уже развалено в нашей стране в последние десятилетия очень многое. Теперь эта судьба ждет пока еще живое детское техническое творчество, выживающее не благодаря Министерству образования и науки, а вопреки ему.
Президент России не один раз высказывал озабоченность по поводу дефицита инженерных кадров. В подписанном им указе «О национальной стратегии действий в интересах защиты детей на 2012-2017 годы» речь идет о том, чтобы обеспечить «равные возможности для всестороннего развития и самореализации каждого ребенка». Закрытие федерального Центра технического творчества показывает, насколько этот указ выполняется. Или «эффективные менеджеры» уверены, строить корабли и самолеты - это не столь важно? Тогда пусть оглянутся назад - в новейшей российской истории уже немало технических катастроф.
- Зачем разрушать одним росчерком пера то, что успешно работает, не предлагая ничего взамен? - недоумевает Валентин Иванович Симоньянц. - И как это сочетается с заявлениями руководства Минобрнауки о повышении внимания к техническому образованию и воспитанию молодежи? Мне бы хотелось спросить Дмитрия Викторовича Ливанова, известно ли ему об этой очень странной реорганизации? Когда и где обсуждалась ее целесообразность? Имеют ли под собой почву слухи о том, что ее реальная причина в очень большой привлекательности двухэтажного кирпичного особняка в центре Москвы, занимаемого ФЦТТУ, и не напоминает ли это обычный рейдерский захват? Другие причины найти трудно, по крайней мере их пока никто не назвал. Не следует ли, пока еще процесс не зашел далеко и не все разрушено, вернуть ситуацию в исходное положение?

Омск - Армавир - Москва