Эта затея вряд ли могла воплотиться в жизнь, если бы не прочные профессиональные связи Севериновой с коллегами из городов-героев. И в частности, с Волгоградским педагогическим лицеем, который принимал гостей из Пушкина, не только обеспечив радушную встречу, но и немало облегчив бремя затрат, которых поход предполагал немало.

Заметим, что педагогическая система, лежащая в основе образовательной программы лицея, признана уникальной, проверена годами практики, дает отрадные результаты. За заслуги в многолетнем труде на ниве образования основатель и руководитель лицея Федор Слипченко отмечен высокими наградами, среди которых - звание народного учителя СССР, заслуженного учителя России и статус почетного гражданина Волгограда. Пожалуй, главное в опыте педагога в том, что он, не боясь казаться «несовременным», вопреки моде на прозападные педагогические клише, строит воспитание на идеалах высокой гражданственности и патриотизма. Поэтому в лицее и профессионалы, занимающиеся проблемами педагогики и культуры, и молодые участники поездки увидели немало поучительного.

В Волгограде они познакомились также с работой городского Центра военно-патриотического воспитания молодежи, который координирует деятельность всех заинтересованных структур города. Встречи со специалистами Центра, знакомство с их опытом убедили в том, что не только Пушкин, но и весь Санкт-Петербург, к сожалению, безнадежно отстали от коллег с берегов Волги, а вернее, в погоне за призраками новомодных педагогических течений слишком «уклонились от курса». Забыта старая истина, гласящая, что школа должна не только образовывать, но прежде всего и воспитывать. А воспитание молодежи на примерах отечественной истории, на контакте с живыми участниками исторических событий - и самый простой способ организации работы, и одновременно самый сложный. Ведь в ней весьма сложно не впасть в банальность, профанацию. Педагогам волжского города-героя удается успешно справляться со столь многотрудной задачей.

Руководитель группы кадетов капитан 3 ранга А. Курочкин удивлялся тому, насколько живо, заинтересованно реагировали на увиденное и услышанное его подопечные. Да и может ли не дрогнуть сердце юноши, избравшего стезю ратного служения Отечеству, перед ошеломляющей величественностью Мамаева кургана или монумента памяти Курской битвы?

Школьникам из средних школ №№ 530, 409 и 403, в которых успешно работают музеи боевой славы, было интересно познакомиться с местами, где в годы Великой Отечественной при обороне волжской твердыни шли ожесточенные бои. На девушек-экскурсанток в Волгограде, похоже, неизгладимое впечатление произвел старшеклассник-лицеист Миша Барановский, три дня сопровождавший группу и непрестанно удивлявший окружающих обширными познаниями, старательным отношением к долгу гостеприимства. Согласитесь, нынче не всегда можно наблюдать восторженное отношение юных представительниц прекрасного пола к парням, которые не стесняются быть умными, интеллигентными, подтянутыми, опрятными, глубоко знающими историю Родины.

Хочется верить, что юным участникам походов по местам воинской славы пребывание в Волгограде и Курске запомнится на всю жизнь, увиденное станет уроком стойкости, мужества, приверженности истинным духовным ценностям. Очевидно, следует чаще обращаться к подобным действенным формам работы с молодежью.

Владимир ВАСИЛЬЕВ, заслуженный работник культуры РФ