Кто-то списывает такие проявления жестокосердия на потерянное поколение, кто-то на переинформированность или агрессивную окружающую среду. Много мнений, трактовок, но в одном едины: проблема есть. На уровне детского сада это проблема невыразительного чтения стихов, пассивного пения, неэмоциональности движений детей. Проблема недоразвития эмоциональности у детей дошкольного возраста не в том, что мало хороших педагогов (их много!), а в том, что недостаточно внимания уделяют развитию эмоциональной сферы детей.
Современная медицина и физиология однозначно трактуют органические недостатки как нарушение зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, сердечного ритма. Мы все родом из детства, поэтому так важно на этом небольшом этапе развития человека раскрыть возможности и способы контактирования с миром средствами эмоциональных взаимодействий, не заталкивать чувства, переживания, эмоции внутрь и старательно их прятать, а красиво, ярко, талантливо, достойно проявлять себя, выражать свои эмоции и чувства. На мой взгляд, пришло время поговорить об эмоциональном недоразвитии как о явлении, тенденции, проблеме.
Есть ли решение этой ситуации? Думаю, что есть. Эмоция как средство контактирования с окружающим миром свойственна живому организму человека от внутриутробного развития до последнего дыхания. Ни для кого не секрет, что человеческий эмбрион по-разному реагирует на музыку разных жанров и различного характера. Логично предположить, что существует взаимосвязь между волновой природой музыки и физиологической природой эмоции. Младенец реагирует на запах мамы, ее прикосновения (тактильность), звук голоса (слуховое восприятие), облик знакомого (зрительное восприятие). Таким образом, улыбка младенца - не есть ли она проявление эмоционального отклика на положительные эмоции, вызываемые тактильными, слуховыми, зрительными раздражителями?
У детей с различными отклонениями в развитии этот механизм зачастую формируется аномально, то есть с искажениями. Эти искажения частично купируются в процессе роста ребенка, но частично закрепляются. Тем самым закрепляется и искаженная эмоциональная отзывчивость на окружающий мир.
Эмоциональная сфера маленького ребенка очень уязвима, с одной стороны, а с другой стороны, очень пластична. Педагоги-дошкольники, в том числе и музыкальные руководители, должны внимательно учитывать эту уязвимость и использовать пластичность детского развития, расширять и углублять эмоции, давать возможность проявлять свои чувства и переживания, выражать их через эстетические виды деятельности.
Как формировать эмоциональную отзывчивость и возможно ли это в работе с детьми с различными видами нарушений? Обязательно и необходимо, в этом я убедилась на собственном педагогическом опыте. В программах развития ребенка-дошкольника в образовательной области «Музыка» эта задача стоит на первом месте. Все правильно, но...
Приходящие впервые в детский садик малыши сразу получают оглушительный шлепок по самолюбию - он (или она) не центр мироздания, не все внимание приковано к его (ее) персоне, необходимо уступать, соблюдать общие правила. А дома было все с точностью до наоборот: все подстраивались под малыша. Ребенок протестует, выражает негативные эмоции. Плохо это или хорошо - тема другого разговора. Если при этом ребенок много и часто болеет, негативные эмоции становятся способом защиты от агрессивного окружающего мира и, закрепленные как алгоритм поведения, становятся свойствами характера, тут уже педагоги сталкиваются с проблемами в эмоциональной сфере.
Во все времена эстетическое воспитание (приставка «воз» означает «поднимание вверх») считали важнейшей составляющей в системе образования. Почему же сегодня так мало внимания уделяется дисциплинам эстетического направления? В настоящее время родители много времени занимаются с детьми математикой, иностранными языками - все готовятся к школе (желательно специализированной), а кто и когда готовит дошкольников слышать в шуме ветра настроение, в плеске воды - характер, видеть танец растущего цветка и улыбаться братцу Мажору? Очень непросто научить маленького человека понимать язык музыкальных звуков. А так важно в дошкольном возрасте верить в чудо, понимать его волшебные звуки! Только соприкоснувшись с Искусством, имея эталоны, правильные с точки зрения нравственности модели, маленький человек будет способен к творческому мышлению и созиданию. На мой взгляд, на занятиях музыкой в детском саду происходит гораздо большее, чем просто знакомство с творчеством композитора, с новыми песнями, танцами, играми. Ребенок средствами музыки вовлекается в эмоциональную среду и становится соучастником на уровне волновой природы музыкальных звуков. Помимо его воли происходит эмоциональное взаимодействие, гармонизация всего организма в целом - такова сила воздействия волны звуков на материю, из которой состоит сам человек, то есть на ее составляющие (а это примерно 75% воды). Если при этом ребенок испытывает эмоции, то правильнее направить их в положительное русло: развивать и активизировать словарь, расширять способы контактирования, исподволь формировать базовую культуру поведения и общения, познавать окружающий мир через эмоциональное сопереживание, а ведь это мышление, память, внимание, произвольность, принятие индивида в социуме, в обществе таких же людей.
На мой взгляд, с детьми дошкольного возраста, имеющими любые ограничения в здоровье, необходимо ежедневно заниматься коррекцией эмоциональной сферы на музыкальных занятиях и вне их. Для этого существуют подгрупповые, индивидуальные, групповые формы взаимодействия педагога и детей. Часто педагоги обращаются к театрализованной деятельности, чтобы обогатить эмоциональную сферу ребенка, эта методика дает много положительных результатов. Я уверена, что все виды музыкальной деятельности, рекомендованные в программах дошкольного образования (слушание, пение, музицирование, музыкально-ритмические движения, направленные на развитие эмоциональной отзывчивости на музыку), развивают у детей дошкольного возраста не только эмоциональную сферу, но и нравственное начало, культуру и этику, произвольность и все высшие психические функции.

Надежда САЖЕНОВА,
выпускница педагогического колледжа №7 «Маросейка», музыкальный руководитель детского сада №2173