В течение 2012-2013 годов колледж разработал, а Главное управление МЧС России по городу Москве активно поддержало предложения о создании на базе колледжа единого многоуровневого, многофункционального образовательно-производственного центра. При разработке были проанализированы, всесторонне и детально изучены условия, характер и факторы объединения неравнозначных по статусу и направленности учебных заведений, а именно ОУ основного общего образования и среднего профессионального образования. По сути, это первый и пока единственный опыт в истории образования современной России по созданию учреждения непрерывного профессионального образования. Разумеется, как все новое и перспективное, эта работа требует особого внимания, взвешенного и продуманного подхода к решению возникающих проблем, а также глубокого осознания всеми участниками процесса необходимости преобразований. Нельзя не учитывать риски реализации объединения, к которым, в частности, можно отнести возможное несвоевременное финансирование мероприятий по объединению, задержки при принятии необходимых нормативных актов, недостаток доверия и мотивации коллективов к изменениям.
Тем не менее проблемы формирования единого учебного заведения, реализующего основные профессиональные программы подготовки кадров для МЧС России, могут быть успешно решены не только в силу единства целей и задач объединяемых ОУ, но и с учетом, эффективным использованием образовательных и воспитательных потенциалов, традиций, ресурсов колледжа и кадетского корпуса. Обучающиеся кадетского корпуса будут находиться в постоянном контакте с колледжем, иными словами, связаны не только в рамках дополнительного образования, но и по профориентационной работе. Учебно-материальная и информационная база колледжа, постоянная поддержка, всестороннее обеспечение Главного управления МЧС России по городу Москве позволяет организовать целенаправленный процесс подготовки квалифицированных кадров в соответствии с потребностями инновационной экономики столицы. По сути дела, мы получаем комплекс обучения и воспитания кадет, ориентированных на выбор профессии уже на первом этапе обучения и в процессе социализации учащихся. Во многом этому будут способствовать:
- целенаправленная профориентационная работа, проводимая структурными подразделениями колледжа по специальностям, востребованным на современном рынке труда, она будет проводиться по принципу обратной связи, то есть посредством взаимообмена опытом, формами и методами работы;
- всемерное вовлечение кадет в организацию и проведение мероприятий гражданско-патриотического воспитания, это относится не только к «внутриколледжной» деятельности: речь идет об участии в мероприятиях городского, регионального и федерального уровня;
- кадеты уже на этапе обучения в своих учебных заведениях будут четко видеть свою дальнейшую перспективу, по крайней мере, им будет гораздо легче сделать выбор по выпуску, с другой стороны, в колледж будут приходить уже подготовленные в морально-психологическом плане абитуриенты, в том числе с четким представлением о том, что от них будет требоваться при обучении в колледже.
Одной из главных задач в ходе становления и совершенствования многофункционального образовательно-производственного центра будет создание единой инновационной образовательной среды колледжа. Решение этой основной задачи основывается на успешности выполнения отправных, на первый взгляд текущих, рабочих моментов.
К этим отправным точкам можно отнести:
- создание и сохранение единых учебных и педагогических коллективов, объединенных общими целями;
- объединение ресурсов колледжа и кадетского корпуса, в первую очередь кадровых, административных, информационных и методических, совместное проведение профориентационной работы, работы по набору;
- совершенствование и оптимизация структуры подготовки кадров;
- создание модели ОУ, включающей подразделения со структурой управления объединенного колледжа, и в то же время с сохранением самостоятельности и делегированием управленческих полномочий кадетского корпуса.
Безусловно, все проводимые мероприятия должно сопровождать принятие мер, направленных на внедрение различных видов стимулирования педагогических и административных работников, повышение ответственности и дисциплинированности среди всех категорий обучающихся, информационная доступность и активное взаимодействие с родительской общественностью по направлениям образовательной и воспитательной деятельности.
Одним из значимых результатов объединения ОУ будет создание единой образовательной среды непрерывного образования, раннего профессионального самоопределения, а также повышение привлекательности программ СПО для молодежи. Учащимся и студентам мы создаем наиболее комфортные условия для обучения, расширения возможностей самообразования и самореализации посредством участия в комплексе спортивно-массовых, культурно-эстетических и гражданско-патриотических мероприятий, а также в объединениях дополнительного образования. Для этого в колледже поддерживают и приумножают лучшие традиции, основывающиеся на героическом наследии МЧС России.
Еще одним важным ожидаемым результатом объединения можно определить повышение эффективности деятельности преподавателей, мастеров производственного обучения и сотрудников, ведь значительно расширяется круг возможностей и условий для творчества педагогов, перспектив развития и выстраивания карьеры.
В целом же для системы образования Москвы и Главного управления МЧС России по городу Москве (как главного социального партнера колледжа) в результате объединения ОУ и создания единой образовательной среды непрерывного образования в полной мере будет обеспечена подготовка высококвалифицированных кадров, востребованных экономическими и социальными реалиями современного российского общества.

Александр МАНАЕНКОВ,
директор технического пожарно-спасательного колледжа №57 имени Героя Российской Федерации В.М.Максимчука