Пусть не обидятся на меня все, кто свою жизнь и судьбу связал с детским садом, школой или высшим учебным заведением, но осмелюсь утверждать, что на сегодняшний день и ближайшую перспективу самой важной сферой образования с точки зрения развития экономики России стало именно профессиональное образование. То самое, которое еще очень многие привычно называют «пэтэушным», то самое, которым еще пугают учеников 9-х классов («Будешь плохо учиться, пойдешь в ПТУ, как бы оно там ни называлось, хоть колледж, хоть еще как-то - все равно ПТУ» - ну и тогда, как говорится, все, жизнь закончилась, перспектив больше никаких).
Однако парадокс заключается в том, что еще в мае 2012 года, сразу после вступления на пост главы государства, Владимир Путин дал правительству поручения, одним из которых стало создание в стране 25 миллионов модернизированных рабочих мест. «К 2020 году надо создать и модернизировать 25 миллионов рабочих мест. Это очень амбициозная и трудная задача», - сказал Путин. При этом он отметил, что страна может ее решить, помочь гражданам «найти хорошую и интересную работу», нужно «не просто механически увеличить количество рабочих мест, а создавать эффективные, следовательно, высокооплачиваемые рабочие места взамен старых». При этом в соответствии с государственной задачей необходимо выстроить систему непрерывного профессионального образования таким образом, чтобы она стала ресурсной базой для 25 миллионов современных рабочих мест. Обязательным условием при этом должно быть тесное взаимодействие между работодателями, инвесторами и учреждениями профобразования, формирование доступных механизмов повышения квалификации. 25 млн новых рабочих мест - это модернизация старых, сейчас в РФ их около 9 млн, а также создание новых видов деятельности. По оценкам Минэкономразвития, создание одного модернизированного рабочего места обойдется примерно в 100-300 тысяч долларов, при этом в министерстве предполагают, что оплачивать эти расходы будет в основном частный бизнес, но в случае госкомпании - государство.
Почему президент поставил такие задачи, которые были оценены как амбициозные? Начиная с 2009 года российская экономика резко потеряла темпы обновления рабочих мест. Если в течение 2000-х гг. ежемесячно создавали более 60 тыс. рабочих мест, то после кризиса, по последним данным Росстата, - 18 тысяч рабочих мест. На фазе выхода общий коэффициент - 4-6%. Если мы ориентированы на квалифицированные рабочие кадры, компетентные в высокотехнологичном производстве, нам нужен темп 12-15%. В этом фокусе мы и должны смотреть на задачи, точно сформулированные государственной властью: «25 млн рабочих мест».
А что в реальности? В настоящее время наблюдается падение престижа работы на производстве и работы вообще, быстрое устаревание знаний и навыков. Людей трудоспособного возраста - 77,5 млн человек, трудящихся - около 68 млн человек, дефицит трудовых ресурсов - 14 млн человек (по данным корпорации «Базовый элемент»). В России и в мире наблюдается кризис инженерного и технологического образования, отмечается падение престижа технического образования, недостаток технической квалификации. Результат - утечка не только мозгов, но и любых специалистов в технике и технологии, в то время как половина крупнейших компаний страны испытывает кадровый голод в рабочих и техниках. По данным представителей отраслей металлургии и машиностроения, металлообработки и сопутствующим им направлениям промышленности, необходимо более 40 тыс. квалифицированных современных рабочих. В системе среднего профессионального образования их 23 тыс. В сельском и рыбном хозяйстве не хватает почти 100 тыс. работников. Катастрофическое старение кадров, средний возраст которых - свыше 55 лет. Кто будет развивать приоритетные современные наукоемкие и высокотехнологичные отрасли: ядерную, космическую, компьютерную, энергоэффективность и фармацевтику? А ведь сегодня это навигаторы инновационного развития других отраслей экономики и промышленности. Сегодняшние цифры Росстата говорят о другом: 72% выпускников высшей школы и 50% выпускников учреждений среднего профессионального образования - специалисты в социально-гуманитарной сфере, включая экономику и управление, здравоохранение, образование, культуру и сервис. Кризис подготовки рабочих кадров обусловлен, как известно, диспропорцией потребностей рынка труда в квалифицированных рабочих и служащих и структуры подготовки, в которой преобладали программы высшего профессионального образования, в результате чего мы имеем запредельное количество юристов, экономистов и менеджеров широкого профиля, ориентированных в основном на сферу услуг и торговли. Однако не может наша огромная страна быть лишь рынком услуг и торговли. Мы должны быть страной прорывных идей и современных технологий развития промышленности, производства, космоса, медицины во благо развития благосостояния простого человека и процветания великого Российского государства. А этого не может быть без хорошего современного рабочего.
Что такое «хороший современный рабочий»? Еще один парадокс заключается в том, что квалифицированный рабочий должен быть по-настоящему «квалифицированным», то есть действительно уметь хорошо делать нечто очень конкретное. И не просто уметь в принципе, но и делать в реальности, быть дисциплинированным, собранным, подчиняться общему ритму и характеру современного высокоорганизованного производства, начиная с самого простого - не опаздывать. С другой стороны, и об этом говорят все больше западные исследователи рынка труда, сам характер профессиональной деятельности, содержание понятия «профессия» существенно меняются. Бурное и зачастую непредсказуемое развитие технологий, глобальная и всепроникающая информатизация приводят к тому, что границы отдельных профессий и специальностей размываются, возникает множество специализаций, напрямую не связанных с одной конкретной специальностью, интенсивно рождаются новые профессии и точно так же быстро умирают старые. Уже хотя бы в силу этого обстоятельства говорить о выборе профессии «на всю жизнь» уже не приходится. Периодически возникающие повороты профессиональной карьеры, резкое изменение характера профессиональной деятельности становятся не «патологией», а нормой. Само понятие «рабочее место» претерпевает серьезные изменения, поскольку компьютерные коммуникационные технологии позволяют работать дистанционно, в любом месте и в любое время. В конечном счете исчезает граница между рабочим временем и нерабочим, труд становится частью досуга, а досуг частью труда. Все эти обстоятельства, безусловно, следует учитывать в наших проектах развития профессионального образования.
Главное, что стоит за многообразием перемен современного рынка труда: работник действительно приобретает качества «субъекта» этого рынка, самостоятельно выбирающего свою профессиональную траекторию и соответственно самостоятельно отвечающего за последствия того или иного выбора. Но в нашей сегодняшней ситуации профессионального образования действительно ли приобретает и действительно ли отвечает? Позволю себе утверждать, что нет. Да, многое делается в реализации логики развития материально-технической базы профессиональных колледжей, разработки учебно-методического оснащения, выстраивания различных форм партнерства с работодателями и их объединениями. Профессиональные учебные заведения становятся все более ухоженными, красивыми, оснащенными, даже план набора многие выполняют в срок. Но пока нет главного - осмысленного выбора обучающимися своей профессии и осмысленного желания работать. Пусть не обижаются на меня руководители колледжей, но пока что в своем большинстве колледжи остаются дорогостоящими подготовительными курсами вузов. Конечно, мне возразят - ребята после окончания колледжей идут в профильные вузы по родственной специальности, из техников становятся инженерами, это же хорошо! Да, хорошо. А дальше? Где эти техники, где эти инженеры? В офисах, на фирмах? За границей? Все не так просто. Учащийся не торопится приобретать качества самостоятельного «субъекта», вернее, это качество откладывается «на потом». Завтра, когда-нибудь наш выпускник сделает свой выбор, повзрослеет. Но время идет, и ситуация зачастую погружает выпускника в логику следования сиюминутным потребностям и сиюминутным результатам. Понятно, что в рамках этой логики нет места актуальным проблемам развития экономики России. Очевидно, что одна из важнейших причин «работы на холостом ходу» профессиональных учебных заведений кроется том, что в повседневной образовательной деятельности колледжей почти нет места механизмам взросления студента, его становления как субъекта собственной деятельности, осмысленно прокладывающего собственный жизненный (и профессиональный) путь. Можно было бы перенести, скопировать эти механизмы, формы работы из практики общего образования (как это зачастую и делается, например, в воспитательной деятельности). Однако по большей части такое копирование школьной педагогики не приводит к значимым результатам. Вот почему, на мой взгляд, перспективы превращения системы профессионального образования в реальный, а не номинальный источник пополнения экономики страны современными квалифицированными кадрами напрямую связаны с поиском средств и способов введения обучающегося в ситуацию реального профессионального самоопределения, наделения его качествами самостоятельного и ответственного субъекта собственной деятельности. Решить эту задачу непросто, пока мы говорим о формировании определенных предпосылок и условий. Важнейшая предпосылка - законодательная.
Именно новый Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» стал одним из определяющих документов по выполнению задач подготовки 25 миллионов рабочих мест. Поскольку вчерашние профессии сегодня приобретают другое лицо, либо завтра исчезают и появляются новые, нашей системе образования необходимо приобретать те черты, которые позволили бы максимально быстро адаптироваться к реалиям сферы труда. Новое лицо нашей системы профессионального образования связано с понятиями «непрерывность», «обучение взрослых», «равные возможности». В новом Законе «Об образовании в РФ» подготовке рабочих и служащих посвящены два крупных блока непрерывного образования: дополнительное профессиональное образование, которое есть в среднем профессиональном образовании и высшем образовании, к тому же появилась новая категория - основные образовательные программы профессионального обучения. Под программами профессионального обучения подразумевают программы профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки по профессиям рабочих и служащих. Это в прежней терминологии дополнительного профессионального образования, которая теперь имеет четкое деление непрерывного образования по профессиям рабочих и служащих. Помимо появления нового типа программ, которые потенциально могут иметь государственное финансирование, все более усиливается акцент на формировании модульности образовательной траектории.
По существу, в новом законе произошло преобразование уровня начального профессионального образования в программу среднего профессионального образования. СПО будет иметь два уровня: уровень программ подготовки рабочих и служащих и уровень программ подготовки специалистов среднего звена. Интеграция двух типов программ в одной образовательной организации позволяет обеспечить сопряженность этих программ с учетом развития системы зачетных единиц, что, в свою очередь, дает возможность выйти на новый облик этой системы.
Вектор усиления значимости коротких эффективных программ профессионального обучения - содержащееся в Указе Президента РФ В.В. Путина поручение о развитии сети многофункциональных центров прикладных квалификаций. К 2018 году их должно быть создано не менее 250. В настоящее время проработка вопросов по созданию таких центров связывается с предоставлением возможности получить квалификацию населению разных возрастов от 15 лет и выше. Миссию настройки на профессии, квалификации, на повышение конкурентоспособности на рынке труда будут осуществлять центры квалификаций. В изменении законодательства есть позиции, которые служат сигналом о том, что современная система подготовки рабочих и служащих, специалистов среднего звена должна стать более гибкой, настраиваемой на текущие и перспективные потребности рынка труда. Основой этой гибкости выступает усиление социального диалога и партнерства с реальным сектором экономики.
В новом законе нормативно введено право создания базовых кафедр и прочих подразделений профессиональных образовательных организаций на базе работодателей. Оно существовало и ранее, но было без финансовых нормативных механизмов. Теперь будут прорабатываться вопросы предоставления и передачи в концессию имущества, субсидирование процентных ставок субъектам предпринимательской деятельности, которые инвестируют заемные средства в развитие инфраструктуры среднего профессионального образования, в части усиления финансовой самостоятельности, повышения устойчивости техникумов и колледжей.
Система подготовки рабочих кадров, служащих и специалистов среднего звена потенциально имеет высокую инвестиционную привлекательность для бизнес-партнеров. Необходимо создать нормативные условия, чтобы инвестиции пришли в эту сферу подготовки, чтобы система повысила свою способность самостоятельно зарабатывать, чтобы эта система с усилением доли профессионального обучения вошла в зону рыночных действий. Есть другие векторы - развитие содержания образования, которое должно быть связано с формированием у обучающейся молодежи новой философии экономической деятельности, бережливого производства, зеленых технологий, командной работы и ответственности за выполнение своей профессиональной роли, понимание того, что ты должен быть готов учиться в течение всей жизни.
Развитие профобразования и подготовки рабочих кадров без участия социальных партнеров, работодателей, бизнеса в условиях рыночных отношений не может быть эффективным, государственные задачи и программы должны укрепляться консолидированными действиями и участием бизнес-сообщества. Как известно, 6 декабря 2012 г. в Российском союзе промышленников и предпринимателей под председательством президента РСПП А.Шохина состоялось совместное заседание Комитета РСПП по рынку труда и кадровым стратегиям, Комиссии РСПП по профессиональному образованию, Комиссии РСПП по профессиональным стандартам по обсуждению проекта Стратегии развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций, разработанной Министерством образования и науки Российской Федерации. Принятая и утвержденная Стратегия и «дорожная карта» развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в РФ на период до 2020 г. определяет развития подготовки рабочих кадров. Что ключевое в Стратегии? Обеспечение соответствия квалификаций выпускников требованиям экономики, консолидация ресурсов бизнеса, государства и образовательных организаций в развитии системы, создание и обеспечение широких возможностей для различных категорий населения в приобретении необходимых прикладных квалификаций на протяжении всей трудовой деятельности, создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации обучающихся.
Важнейшим инструментом реализации стратегических задач подготовки рабочих кадров становится модернизация управления профессиональным образованием, которая стала системообразующей задачей стратегии, определяющей и обеспечивающей реализацию всех остальных направлений. Необходима соответствующая кадровая политика, направленная на обеспечение качества профессионального образования, поскольку эффективность подготовки кадров обусловлена современными компетенциями кадрового состава системы профессионального образования. Сегодня не возраст или опыт зрелого или молодого работника определяет его эффективность, а способность и готовность к освоению современной техники, производственных и образовательных технологий, к мобильности на рынке образовательных услуг. Набор обучающихся на программы среднего профессионального образования должен быть ориентирован на обеспечение качественного практико-ориентированного образования и профессионально-личностного развития, формирование у молодых людей понимания того, что приход в рабочую профессию может стать первой ступенькой профессиональной лестницы, «входом» в социальный лифт. Должна быть создана принципиально новая инфраструктура профессионального образования с учетом региональных особенностей и региональных государственных программ развития образования. Общая тенденция - создание сети учебных центров профессиональных квалификаций, центров коллективного пользования дорогостоящими технологическими и кадровыми ресурсами.
В настоящее время осуществление подготовки кадров в системе профессионального образования Москвы осуществляется в соответствии с государственным заданием. Именно этот механизм бюджетирования профессионального образования сегодня должен быть прозрачным, ориентированным на результат. На заседании Государственного совета РФ 4 октября 2013 года был рассмотрен один из базовых вопросов государственного управления, затрагивающий все уровни власти, от федеральной до муниципальной, - эффективности бюджетных расходов, результативности расходования бюджетных средств для решения экономических и социальных проблем страны. Как отмечено в выступлении Президента РФ В.Путина, в 2012 году расходы консолидированного бюджета России превысили 22 триллиона рублей, что составило 37% ВВП, немалые средства бюджетных расходов. В выступлении на Госсовете мэра Москвы С.Собянина были внесены предложения по ключевым и финансовоемким направлениям, имеющим огромное значение для развития регионов и страны в целом. Одно из направлений целиком посвящено «эффективности расходов в сфере профессионального и среднего образования, в том числе с учетом вступившего в силу Закона «Об образовании в РФ». Это доказывает, что образование остается важнейшей отраслью государственного финансирования, а следовательно, контроль за расходованием средств и результатами должен быть предметом серьезного анализа, планирования, контроля и ориентации на практический результат и вклад в социально-экономическое развитие каждого региона и страны в целом.
Такова ситуация подготовки рабочих кадров на сегодняшний день. А что завтра? В соответствии с прогнозом развитие сферы образования должно быть ориентировано на повышение доступности и качества образования, подготовку квалифицированных кадров всех уровней профессионального образования, способных быстро реагировать на запросы рынка труда, повышать уровень своей квалификации в течение всей жизни, использовать свои знания, навыки и компетенции, полученные в процессе обучения. Среди основных направлений развития профессионального образования до 2030 года предусмотрены, во-первых, оптимизация сети организаций профессионального образования с учетом региональных особенностей и внедрение механизмов прозрачного финансирования и стимулирования конкуренции организаций профессионального образования. В связи с чем предполагается осуществление государственной поддержки образовательного кредитования, а также переход на эффективный контракт с преподавателями. Во-вторых, будет осуществлена модернизация структуры программ профессионального образования для обеспечения их гибкости и эффективности, а также трансформирование части программ среднего профессионального образования в программы прикладного бакалавриата. В-третьих, постепенно будет сформирована система непрерывного образования, позволяющая выстраивать гибкие (модульные) траектории освоения новых компетенций как по запросам населения, так и по заказу компаний. В связи с этим будет продолжено формирование центров профессиональных квалификаций (ресурсных центров) на базе учреждений среднего профессионального образования. В-четвертых, осуществление интернационализации российского высшего образования и расширение экспорта российских образовательных услуг. Инструментами реализации этих направлений будут федеральные и региональные целевые государственные программы развития образования.
Таков образ будущего. Таково понимание проблем. Не только проблем, но и задач. Надо сделать все возможное, чтобы рабочие кадры стали золотым кадровым потенциалом Москвы на ближайшие десятилетия.

Мария ЛАЗУТОВА,
директор Московского института развития образования