- С целью профилактики детского дорожного травматизма, а сегодня эта проблема актуальна как никогда, между Департаментом образования и науки и ГИБДД УВД автономного округа заключен договор, - рассказывает начальник отдела дополнительного и специального образования и воспитательной работы Департамента образования и науки ХМАО Лариса Керимуллова. - В его рамках разработан план мероприятий на 2004-2005 учебный год, где предусмотрены различные тематические разделы. Это не только анализ и контроль нынешней ситуации на улицах и дорогах округа, но и познавательные игры, методические мероприятия. В первую очередь - с учителями и родителями. Ведь для того, чтобы ребенка чему-либо научить, необходимо, чтобы педагоги и родители сами были хорошо подготовлены.

Для родителей первоклашек это особенно важно, потому что, когда ребенок идет в школу, он уже в большей мере предоставлен сам себе. Если в детском саду он находился с утра до вечера, и родители его забирали домой, то в школе ситуация несколько иная. Ученик находится там всего полдня. Вторая половина оказывается совершенно свободной, и ребенок может делать все, что ему заблагорассудится. Вот мы и проводим профилактическую работу обучающего характера и с родителями, и с педагогами.

- Ежегодно первого сентября на базе института повышения квалификации мы проводим семинары и курсы по профилактике детского дорожного травматизма, - продолжает Лариса Николаевна. - Отрабатываются практические навыки. Проводятся родительские собрания, куда приглашаются инспектора дорожного движения ГИБДД, которые ведут разъяснительную работу. Во всех школах округа в первой учебной четверти в рамках предмета ОБЖ изучается раздел профилактики детского дорожного травматизма. Два раза в неделю дети отрабатывают практические навыки на улицах и дорогах, ведущих к школе. Педагоги с родителями отрабатывают кратчайшие маршруты от дома до школы и обратно.

Сегодня в округе все муниципалитеты имеют школьные автобусы. Программа «Школьный автобус» реализуется в ХМАО уже три года. Все машины ярко-желтого цвета, издалека бросающегося в глаза.

- Дело в том, что ребенок мыслит иначе, чем взрослый, - объясняет Керимуллова. - У него другая реакция и психология. В его сознании понятие расстояния ассоциируется по-другому. Дети быстрее реагируют на яркие, красочные объекты и жизненные эпизоды. Когда ребенок видит движущийся транспорт, он в первую очередь концентрирует внимание на его величине и яркости.

В регионе действует межведомственная комиссия, которая объединяет все заинтересованные структуры, занимающиеся профилактикой детского дорожного травматизма. Руководителем этой комиссии является заместитель председателя правительства ХМАО Наталья Западнова. Активное участие принимает ГИБДД УВД округа, Департамент образования и науки, Департамент здравоохранения.

На окружном телевидении идет передача «Мой друг светофор», которую под руководством взрослых создали дети. Она транслируется уже на протяжении четырех лет. Если сначала ее вели, как правило, взрослые, а дети являлись лишь в эпизодах, то сегодня школьники выполняют главные функции - на правах ведущих, журналистов. Дети выходят на улицы, берут интервью у сверстников, взрослых, работников ГИБДД.

Дружины юных инспекторов дорожного движения активно распространяются в округе последние два года. Практика показала - они довольно продуктивны. Дело в том, что когда взрослый оказывает воздействие на ребенка, то эффект, как правило, бывает незначителен. Но когда школьник воздействует на своего ровесника, подает ему пример, это приносит плоды. Когда дети взаимодействуют друг с другом в общении, в игре, то здесь воспитательный эффект гораздо больше.

Юные инспектора выполняют контрольные функции - работают с малышами, которые неправильно переходят улицу, балуются или играют на дороге. Особенно опасно на улицах города зимой. Дети катаются с горок на санках. Это очень рискованно. Несколько лет назад были случаи, когда дети выскакивали на проезжую часть и получали серьезные травмы.

Насколько же снизился детский дорожный травматизм в ХМАО за последние четыре года?

- В среднем травматизм и несчастные случаи уменьшились на 20-25%, - говорит Лариса Николаевна. - Конечно же, цифры в зависимости от сезона бывают разные. Сегодня в детском дорожном травматизме примерно в восьми случаях из десяти виноваты водители. Пять лет назад по вине детей происходил практически каждый второй несчастный случай на дорогах. Из-за чего произошло снижение? Мы нашли полное взаимопонимание с ГИБДД, подключили родительскую общественность, средства массовой информации. Главы муниципальных образований тоже пошли навстречу, потому что нет ничего дороже, чем жизнь ребенка. Сегодня можно с уверенностью сказать, что за последние годы детский дорожный травматизм в автономном округе сократился примерно на треть.

В ХМАО не стоят на месте. В этом году проводилась работа среди водителей. Департаментом образования и науки совместно с ГИБДД были проверены все пункты по подготовке водителей. Чего греха таить, ведь водительские права сегодня зачастую просто покупаются. Проверили - лицензированы ли учреждения, какие специалисты занимаются подготовкой водителей. Были найдены нарушения, установлены сроки их устранения. Несколько пунктов подготовки водителей пришлось закрыть.

Когда я снова увидел юных велосипедисток с надписью «ЮИДД», то подумал: хорошо бы так да по всей Руси...