Эту работу мы начали в 2003 году с проведения в территориях автономного округа курсов повышения квалификации, семинаров и совещаний. На курсах были освещены методологические аспекты предпрофильной подготовки и профильного обучения, построения образовательных сетей. Анализ показал, что работа в районах уже началась. Однако, учитывая отличительные особенности территориальных систем образования, их потенциала и, соответственно, возможностей, ряду муниципалитетов потребуется научно-методическая помощь со стороны нашего института, оказание которой мы начинаем с этого учебного года.

Важнейшая задача при этом - построение системы учета и оценки личностных образовательных достижений школьников старшей ступени, то есть портфолио. Безусловно, этот процесс индивидуален для каждой муниципальной образовательной сети, однако общий для нашего округа методологический подход к структуре портфолио должен быть рассмотрен и подтвержден нормативными документами Департамента образования и науки ХМАО.

Как показывают результаты педагогических исследований, система личностных образовательных достижений школьников складывается из 4-х основных компонентов:

- академической успеваемости, учитывающей освоение государственного стандарта и другого содержания образования;

- фонда умений, обеспечивающего ориентацию в социуме;

- познавательной творческой активности;

- личных социальных достижений.

Анализ накопленного в России и нашем округе опыта по разработке структуры портфолио показал, что она, за редким исключением, повторяет основные разделы, предложенные Министерством образования и науки РФ. Этот процесс носит объективный характер, так как в рекомендациях Министерства отмечены ключевые параметры фиксации уровня личностных достижений учеников. Но вместе с тем есть ряд методологических особенностей при разработке структуры портфолио, с которыми необходимо считаться на практике.

Дело в том, что подготовка школьников к выбору профиля, профессиональному самоопределению - процесс длительный и многоэтапный. Превращать его в кратковременный акт воспитания или периодическое прослушивание элективных курсов не является задачей профильного обучения. Это комплексный процесс, требующий целенаправленной профориентационной и консультационной работы, который станет для ученика важным этапом в его предпрофильной подготовке. И здесь одним из факторов выбора является знание ребенка своих индивидуальных возможностей и тех ограничений, которые накладывают состояние здоровья и особенности психики. То есть психофизиологические факторы, влияющие на профессиональную пригодность.

Портфолио будет весомым фактором при формировании образовательного рейтинга в случаях конкурсного набора в профильные классы. Однако пока еще не решен вопрос «веса» портфолио. По какой шкале мы будем его измерять? Этот вопрос требует окончательного решения.

Муниципальным управлениям образования, работая над структурой портфолио, необходимо обращать внимание на его последующую работоспособность, которая в первую очередь зависит от простоты конструкции, доступной для понимания детей, и реальной оценки его индивидуальных возможностей. При соблюдении этих условий портфолио не будет представлять собой громоздкой системы отчетности, неприемлемой учениками, а сформирует у них первичные навыки конкурентоспособности, которые будут далее развиваться на протяжении всей последующей жизни.

На наш взгляд, для работы над методологическими проблемами перехода на предпрофильное и профильное обучение в школах автономного округа необходимо создать рабочие группы, в которые войдут специалисты и ученые не только нашего института, но и других образовательных учреждений и органов управления образованием.

Анатолий ЕФРЕМОВ, ректор ИПКиРРО ХМАО