В программе модернизации российского образования большое внимание уделено педагогу. Его позиция, отношение к своей профессиональной деятельности, стратегия взаимодействия с учениками и коллегами становятся условием успешности реформирования. Модернизация образования предъявляет новые требования к профессиональной деятельности педагога: изменение позиций от информационно-контролирующей к организующей, стимулирующей самостоятельное обучение; информационная компетентность; умение выстраивать свои отношения с другими людьми, работать в команде, корпоративность; коммуникативная компетентность, толерантность и солидарность; наличие собственной педагогической позиции, осознание своего опыта на уровне теории в условиях разнообразия, вариативности, выбора в образовании.

Все эти приобретения необходимо, на наш взгляд, накапливать, опираясь на уже имеющийся опыт. В педагогической среде всегда оценивались, изучались достижения, находки, открытия, успехи в обучении детей, у педагогов всегда есть интерес к результатам деятельности коллег.

Изучение и теоретическое осмысление педагогической практики, не останавливающейся в развитии, стало одной из задач методистов, методических служб различных уровней. Надо отметить, что критерии и показатели успешности деятельности педагогов продолжают оставаться темой для поисков и размышлений ученых. Исследование и познание, определение положительных результатов педагогической практики, обеспечение доступности и открытости достижений отдельных учителей, творческих групп, коллективов образовательных учреждений - это деятельность, которая, если рассчитывать на успех, должна быть осознанной, спланированной, разнообразной по способам и формам, минимально субъективной.

В системе образования города Сургута деятельность по изучению, обобщению и распространению передового педагогического опыта складывается в определенную систему.

1. Аттестация педагогических кадров. На основании решения экспертных комиссий, благодаря усилиям городских методических объединений аттестационные мероприятия стали открытыми; у педагогов, методистов есть возможность познакомиться с деятельностью аттестующегося. Это позволяет учителям увидеть лучшие образцы занятий, уроков и является своего рода повышением квалификации.

2. Конкурс «Педагог года» позволяет выявить интересных, творческих, инициативных педагогов.

3. Созданию информационной базы развития исследовательской деятельности педагогов с учениками способствует ежегодная конференция молодых исследователей.

4. Деятельность городских методических объединений включает в себя такую форму организации, как «Школа молодого педагога», позволяющая выявлять новые имена, открывать новые таланты опытных педагогов.

5. Конкурс проектов культурно-образовательных инициатив «Образование Сургута - XXI век» за шесть лет проведения позволил создать базу данных о педагогах-новаторах, творчески работающих коллективах, направлениях и результатах деятельности. Благодаря конкурсу в Сургуте создана экспертная комиссия, деятельность которой является определяющей в создании банка научно обоснованных программ различного уровня. Желание педагогов представлять свой опыт, быть открытыми, получить внешнюю оценку породило еще одну форму практико-ориентированной деятельности.

6. Ежегодно в Сургуте проводятся городские творческие педагогические мастерские.

Очень важно отметить, что образовательные учреждения участвуют в конкурсе по собственной инициативе. Обязательное условие - практико-ориентированная деятельность. Это позволяет увидеть результаты, информировать педагогическую общественность о способах и средствах достижения успешности обучения и воспитания.

Распространенными каналами информирования учителей остаются сборники, практико-ориентированный журнал «Сургутский педагогический вестник», семинары, открытые уроки в рамках вышеназванных мероприятий. Результатом обобщения опыта явились сборники «Педагогическая инициатива как условие развития образования», сборник «Программы развития образовательных учреждений». Созданная в городе система деятельности по изучению, обобщению и распространению передового педагогического опыта, несомненно, результативна. Этому способствует то, что в Сургуте в 2001 году создан Центр развития образования, который берет на себя организационное, научно-методическое, информационное сопровождение.

Изменившиеся условия и новые требования к профессиональной деятельности педагогов сформировали задачи, решить которые предстоит в ближайшем будущем.

Необходимо:

создать единое информационно-образовательное пространство: виртуальные библиотеки, информационные базы данных, дискуссионные клубы, электронные каталоги программ;

обеспечить доступность информации о педагогическом опыте в округе, в России, за рубежом. Это может быть возможно при условии увеличения рабочих мест пользователей в образовательных учреждениях и обязательном обучении педагогов поиску информации в Сети, работе с электронной почтой, предоставлению собственной информации в виде веб-документов и ее размещения в интернете;

совершенствование экспертизы;

организация обучения методистов ОУ, методистов Центра развития образования новым формам обобщения и распространения передового педагогического опыта.

Ирина СЕМКОВСКАЯ, директор Центра развития образования, Сургут