Имя Николая Михайловича для нашего школьного музея было выбрано не случайно. Именно такой человек - неординарный, многогранно одаренный, широчайшей эрудиции, разносторонних интересов, глубоко любящий свое Отечество, русскую культуру - мог стать ключевой фигурой для обращения школьного кабинета-музея в естественный центр культурного, духовного и патриотического развития учеников школы. Имя Карамзина связано прежде всего с русской литературой и историей, поэтому профиль музея можно охарактеризовать как исторический и литературно-культурологический.
Тут возникает вопрос: а зачем все же мы создавали такой музей? Во-первых, мы считали, что такой музей как одна из форм дополнительного образования должен участвовать в развитии социальной активности учащегося, а также способствовать формированию у учащихся гражданско-патриотических качеств, расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей. Во-вторых, мы были убеждены, что этот музей должен способствовать актуализации знаний, полученных на уроках, овладению учащимися практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности.
За многие годы существования музея на его базе постоянно проходили различные мероприятия, но мы никогда не задумывались о том, сколько работы было проделано, какую пользу она принесла. Между тем уже ясно, что музей предоставляет ученикам и учителям широчайшие возможности для проведения всевозможных экспозиций на разнообразную тематику, имя Карамзина определяет при этом общую направленность деятельности: это все, что связано с историей, культурой, литературой - как отечественной, так и зарубежной. Музей оснащен закрытыми витринами, что позволяет выставлять в нем не только письменные материалы, но и различные исторические предметы. В музее находится постоянная экспозиция, посвященная Карамзину, его жизни и его творческой деятельности, которая занимает только часть общего пространства, на остальных выставочных площадях мы размещаем сменные экспозиции, приуроченные к круглым датам либо посвященные каким-то отдельным явлениям в русской истории и культуре. Например, в нашем музее были созданы экспозиции, посвященные 200-летию Бородинского сражения, Царскосельскому музею, музею-усадьбе «Остафьево», декабристам, 150-летию со дня отмены крепостного права. На экскурсии приходят ученики как нашей школы, так и других учебных заведений.
В рамках дополнительного образования при музее работают спецкурсы и семинары по выбору, расширяющие и дополняющие базовый гимназический курс. Особой формой дополнительного образования стали координируемые кабинетом-музеем конкурсы рефератов на заданную тему (например, «Романтика Средневековья», «Христианство и ереси», «Одиозные фигуры истории»). Интерес к деятельности такого рода стимулируется тем, что лучшие рефераты после совместной доработки объединенными усилиями автора и преподавателя пополняют фонды формируемой при музее библиотеки. Интересной формой работы, требующей исследовательского подхода, стали такие уроки-дискуссии, как, например, «Вопрос женской эмансипации в русской литературе XIX века», «Внутрипартийная борьба в 20-е годы и роль Сталина в создании тотального государства», «Роль Гитлера в политической жизни Германии 20-30-х годов», «Общее и особенное в социально-экономическом и политическом развитии России и Западной Европы к середине XIX века», «Опричнина как форма борьбы за централизацию власти». На базе библиотеки много лет проходят научно-практические конференции учащихся старших классов школ Юго-Западного округа по теме «Вглядываясь в глубь веков», такие секции, как «От Руси к России», «Личность в истории», «Тайна в истории», возглавляли учителя истории нашей школы: А.Слива, Л.Чихачева, А.Твердохлеб. Для учащихся 5-7-х классов проходят конференции на тему «Археологические открытия. Белые пятна истории».
Усилиями руководителей музея, преподавателей и учеников в специально созданной при музее библиотеке формируется особый фонд - интересная, малоизвестная или труднодоступная информация, которую находим в монографиях, энциклопедических изданиях по разным областям знаний и художественной литературы. Эти компактные материалы оперативно используют ученики и преподаватели как дополнения, оживляющие обсуждаемый на уроке материал.
Актуализации полученных знаний способствует также широкая практика самодеятельных театральных постановок по программным произведениям, в ходе которых дети сами выбирают материал и при необходимости драматизируют его, готовят костюмы и стилизованные под эпоху элементы декораций. Ценным источником информации для них становится созданная при музее библиотека, в которую входят редкие источники по истории, культурологии, живописи, литературе. С большим успехом в школе осуществлены такие постановки, как «Горе от ума» А.С.Грибоедова, «Барышня-крестьянка», «Капитанская дочка», «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Дон Жуан», «Моцарт и Сальери» А.С.Пушкина, «Ночь перед Рождеством» Н.В.Гоголя.
Нарядный вид музея, стилизованный под классический интерьер XIX века, а также наличие фортепиано позволяют проводить на базе музея литературные и литературно-музыкальные вечера-чтения. Большой успех имел «Вечер при свечах», посвященный жизни и творчеству Генриха Гейне (на немецком языке). Стихи ребята читали как на языке оригинала, так и в переводе, частично своем собственном.
Благодаря деятельности музея ученики школы имеют возможность попробовать себя непосредственно в литературном творчестве, работает семинар «Слово», объединяющий юных поэтов. Поэтические опыты учеников были напечатаны в двух номерах гимназического журнала, в музее проходят презентации новых выпусков журналов «Неопытное перо», «Слово», «Сфинкс», газеты «Вестник музея», которые создают на базе нашей школы и посвящены литературе и истории.
Говоря о музейных традициях, нужно особенно упомянуть Карамзинские чтения, которые проводят учителя русского языка и литературы совместно с учителями истории и мировой художественной культуры. Чтения стали давней традицией нашей школы, проходят они на базе музея в виде конференции, тематика которой история, культура, литература, языки. Карамзинские чтения проходят раз в год и всегда посвящены одной тематике, в рамках Чтений ребята представляют свои работы на такие темы, как «Бородинская битва», «Екатерина Андреевна Карамзина. Затаенная любовь Пушкина» «Недаром помнит вся Россия», рассказывают о своих реферативных и научно-исследовательских работах, декламируют стихи, читают отрывки из литературных произведений. С работой музея связана еще одна традиция - это лицейский бал, а проще говоря, костюмированный литературно-музыкальный вечер, устраиваемый учителями и учащимися 9-х классов ежегодно в ноябре. Проходит он не в самом музее, а в актовом зале, но актив музея оказывает широкое содействие в его организации. Тематика лицейского бала традиционно перекликается с тематикой Карамзинских чтений - история России, ее культура и литература. Бал имитирует литературные салоны XIX века, девушки надевают красивые бальные платья, юноши - строгие костюмы, они танцуют мазурку и полонез, декламируют стихи Пушкина, поют классические русские романсы, драматизируют отрывки из прозаических произведений. Лицейский бал - красочное мероприятие, которое все с нетерпением ждут каждый год.
Сегодня можно сказать, что Карамзинский музей действительно помогает юношам и девушкам расширить свой кругозор и глубже изучить материал. Благодаря Карамзинским чтениям, постоянно сменяющим друг друга экспозициям, тематическим конференциям учащиеся получают дополнительные сведения из областей истории, культурологии, русского языка и литературы; они овладевают методами и приемами написания научно-исследовательских работ, что мы рассматриваем как очень ценный опыт для самих ребят, так и вклад в общее развитие науки в Российской Федерации. Наш музей стал идейным вдохновителем и материальной базой для ребят, участвующих в художественной самодеятельности, тем самым тут и раскрывают актерские таланты детей, а также ближе знакомят их с классической русской и зарубежной литературой, помогают заниматься литературным творчеством, способствуют воспитанию у подрастающего поколения чувства патриотизма и ответственности за Родину, позволяют ученикам ощутить преемственность поколений и свою связь с великой русской культурой.
Тем не менее мы полагаем, что наш музей мог бы делать больше экспозиций не только для учеников нашей школы, но и для обучающихся других образовательных учреждений. В оформлении стендов музея и в накоплении материалов в музейной библиотеке можно было бы задействовать больше заинтересованных мальчиков и девочек, привлекая их для работы в составе музейного актива. На базе музея можно было бы устраивать просмотры различных видеоматериалов и проектов с использованием цифровых технологий, но пока, к сожалению, в оснащении музея отсутствует необходимое для этого оборудование.
Мы считаем, что музей в школе - очень важный и полезный элемент дополнительного образования, и рекомендуем организовывать подобные музеи и в других школах.

Ольга ДЮКАРЕВА, руководитель ДОО «Евроклуб», учитель немецкого языка школы №1106,
Ксения КУДРЯШОВА, Екатерина МАЛИНОВСКАЯ, члены ДОО «Евроклуб»