Партнеры
За время своего существования Polymedia удалось наладить тесные и продуктивные взаимоотношения с целым рядом производителей мультимедийного и презентационного оборудования, бренды которых известны сегодня едва ли не каждому человеку в мире. Отличительная черта руководителей компании - виртуозное умение из всего многообразия на рынке интерактивных устройств выбрать тех производителей, кто зарекомендовал себя как наиболее добросовестный партнер, постоянно работает над повышением качества и снижением цены, заботится о конечном потребителе.
Одним из таких производителей и является PASCO - лидер в области производства цифровых лабораторий, применяемых более чем в 80 странах мира. За 50 лет существования PASCO заняла прочные позиции на рынке оборудования для проведения физических, химических и биологических исследований. Среди активных пользователей этой продукции - школьные учителя и преподаватели вузов, школьники и студенты.

Товар лицом
Что же представляет собой стандартная цифровая лаборатория PASCO?
Уникальной основой устройства являются датчики, которых в активе компании на сегодняшний день существует более 70 разновидностей: для измерения силы тока, напряжения, частоты, сопротивления, давления, температуры, скорости и даже для измерения сокращения разных групп мышц при сжатии руки в кулак! Датчик подключается к универсальному мобильному устройству для сбора и анализа данных SPARK Science Learning System. Это компактное, размером с книгу, изделие выполнено из прочного пластика и металла. Продуманная конструкция устройства делает возможным использовать его как в помещении, так и на улице, причем в любую погоду. Оно не боится ни падения, ни ударов, ни дождя, ни воздействия реагентов. Подобно мобильному компьютеру (чем оно, в сущности, и является) устройство имеет полноцветный сенсорный дисплей с большой диагональю. В памяти хранятся более 60 готовых лабораторных работ.
Универсальное программное обеспечение SPARKVue стимулирует учащихся к активной поисковой работе с помощью встроенных средств выдвижения гипотез, комментирования результатов, создания фотоотчетов и электронных журналов. Примечательно, что оно полностью совместимо с другими интерактивными устройствами, которые обычно есть в классах и лабораториях, - планшетами, мультимедийными досками, проекторами, независимо от того, под управлением какой оперативной системы они работают: iOS, MacOS, Android или Windows.
Для сбора данных, их отображения и анализа большим подспорьем для пользователей является программа Capstone. Она помогает осуществлять дополнительную обработку полученных сведений, редактировать формулы и т. д.
А с помощью графического регистратора данных Explorer GLX, который также обладает жидкокристаллическим дисплеем, можно не только считывать данные с датчиков и управлять ими, но также распечатывать графики на принтере.

Опытным путем

Впрочем, ознакомиться с техническими характеристиками изделия - это одно, а увидеть его в работе - совсем другое. Поэтому тут же, на пресс-конференции, финалист конкурса «Учитель года России», отличник образования Республики Дагестан, дважды победитель конкурса лучших учителей России в рамках ПНП «Образование» преподаватель информатики и ИКТ Магомедшапи Дибиров провел очень эффектный физический эксперимент на базе цифровой лаборатории PASCO.
- Как вы думаете, если наполнить воздухом обычный надувной шар, поместить в него два датчика - давления и температуры, а затем «хлопнуть» его, как изменятся показатели приборов? - с ходу озадачил педагог всех присутствующих в зале. Одни высказали мнение, что температура повысится. Другие предположили, что датчик, наоборот, покажет снижение температуры.
Прежде чем продемонстрировать, как с помощью лабораторного устройства получить правильный ответ на поставленный вопрос, Дибиров заметил, что этот простейший опыт является примером того, как легко каждый ученик может превратиться в исследователя: сделать предположение, выдвинуть гипотезу, обосновать ее и тут же подтвердить или опровергнуть на практике.
Хлопок! И моментально на графике, изображенном на интерактивной доске, куда через SPARC Science Learning System пришел сигнал с датчиков, отобразились изменения параметров.
- Как вы видите, температура снизилась, - констатировал Магомедшапи Дибиров и добавил, что на следующем этапе урока можно провести подробный разбор результатов эксперимента, чтобы ученики самостоятельно сделали вывод, почему одни прогнозы оправдались, а другие нет. А ведь таких опытов можно провести великое множество, причем вовсе не обязательно делать это в классе. Ничто не мешает взять оборудование с собой в экспедицию, благо что сам «системный блок» имеет автономное питание от встроенных аккумуляторов, и организовать прямо на месте сбор и анализ данных по итогам замера уровня концентрации тех или иных газов в атмосфере, целого ряда веществ в воде и почве, а также освещенности, радиации, электромагнитного излучения и так далее.

Заманчивые перспективы
Интересную статистику представила участникам конференции генеральный директор Polymedia Елена Новикова. Оказывается, в 47000 школ РФ функционируют порядка 290000 кабинетов физики, химии, биологии и начальных классов, и лишь 10% из них оснащены лабораторным оборудованием нового поколения (то есть совместимым с IT). Это значит, что для альянса Polymedia - PASCO открывается огромное поле деятельности. Компании объединили свои усилия и сформулировали предложение, от которого трудно отказаться: с сегодняшнего дня каждая российская школа, каждый вуз, каждая лаборатория, где занимаются научными исследованиями, может пополнить свой арсенал учебного оборудования самыми современными качественными и эффективными мини-лабораториями.

Запас прочности
- Вопреки мнению, будто сделанное «для детей» оборудование имеет весьма низкую чувствительность, можно сказать, что датчики универсальны и их используют в своих работах как учащиеся начальных школ на уроках природоведения, так и студенты профильных вузов при подготовке курсовых и дипломных работ, - отметил вице-президент по международным рынкам компании PASCO Кевин Мезер. - Мы все учились в школе и знаем, насколько важно дать каждому ребенку возможность почувствовать себя ученым. Но не менее важно дать ему качественный комплект приборов, с которым было бы работать просто и приятно. Поэтому мы разработали интерфейс таким образом, чтобы разобраться с ним мог любой учащийся, от дошкольника до аспиранта. Ну и, конечно же, постарались сделать приборы максимально прочными и устойчивыми к физическим воздействиям, потому что дети есть дети...
Напомним, что требования к использованию цифровых датчиков включены в образовательные стандарты нового поколения для всех уровней школьного образования. А это повод для рядовых преподавателей и руководителей образовательных учреждений задуматься о целесообразности приобретения подобных устройств, чтобы проектно-исследовательская деятельность учащихся была организована в соответствии с современными требованиями.
- В сфере изучения естественных наук можно назвать пять ключевых моментов, без которых невозможно усвоить новую информацию, - резюмировал региональный представитель компании PASCO в России и СНГ Марк Котляр. - Во-первых, не обойтись без квалифицированных преподавателей. Во-вторых, необходимо постоянно наглядно демонстрировать, что знания о науке в жизни помогают нам в любой ситуации. В-третьих, изучение естественных наук должно проходить на практике. В-четвертых, крайне важно, чтобы учащиеся при этом самостоятельно искали ответы на вопросы, которые поставил учитель или возникли у них самих. Наконец, в-пятых, нужно всякий раз подчеркивать взаимосвязь естественных наук с другими предметами. Оборудование PASCO позволяет успешно решать все поставленные педагогом задачи, помогает ему самому расти и развиваться, а значит, способствует реализации всех этих принципов.

Комментарий специалиста


Дать свою оценку эффективности использования лабораторий компании PASCO мы попросили директора Института новых образовательных технологий и информатизации Российского государственного гуманитарного университета Сергея КУВШИНОВА:
- PASCO - первая компания в мире, которая сумела визуализировать физические, химические и биологические процессы, объединив высокочувствительные датчики с интерактивными устройствами, знакомыми каждому ученику, - iPad, iPhone, ноутбук, интерактивная доска и т. п. Очень важно, что все это в комплекте представляет собой компактную лабораторию, которую можно очень легко и быстро собрать и разобрать (вспомните, сколько времени обычно занимает подготовка оборудования для лабораторных работ). Работая с этими датчиками, изучая те или иные процессы, ученик познает науку от практики к теории, в то время как мы традиционно предлагаем обратный вариант - от теории к практике. На самом же деле оба подхода отлично дополняют друг друга. Особо подчеркну, что лаборатории PASCO прекрасно подходят для проведения измерений в полевых условиях. А это значит, что у педагогов появляется отличная возможность возродить летние полевые лагеря, наладить взаимодействие школы, колледжа или вуза с самими организациями при проведении совместных природоохранных мероприятий и мониторингов.

Досье «УГ»

Компания Polymedia, созданная в 1998 году, на сегодняшний день является лидером российского рынка отображения информации, разработчиком программных решений, крупнейшим поставщиком интерактивного оборудования в учреждения образования страны. Имеет богатый опыт в плане внедрения передовых технологий в образовательные учреждения. Оказывает поддержку пользователям, проводя очные и заочные курсы повышения ИКТ-компетентности. По итогам опроса, проведенного нашим изданием, Polymedia дважды была номинирована на звание «Лучшая коммерческая компания года в российском образовании».