Разговор об электронных учебниках начнем с определения базовых понятий. Дело в том, что электронным учебником называют зачастую и устройство для чтения электронных текстов, и сами тексты.
Методология создания текстов для электронных учебников - задача одновременно сложная и простая. Можно ли назвать полноценным электронным учебником просто копию учебника бумажного? С одной стороны, безусловно, ведь ученик работает с учебником посредством электронного устройства. С другой стороны, очевидно, что такой текст использует только малую долю возможностей, доступных при работе с электронными версиями текстов (интерактивные тесты, дополнительные картинки, гиперссылки и гипертекст и многое другое). Подготовка текстов для электронных учебников требует больших усилий. Но даже при условии перевода обычных текстов в электронный вид и распространения их, например, в виде PDF-файлов использование электронных учебников и устройств для их чтения имеет смысл. Хотя бы потому, что суммарный вес таких учебников не играет роли и не превращает ранец школьника в неподъемный предмет, под тяжестью которого сгибаются спины несформировавшихся деток. Кроме того, такой учебник нельзя потерять - даже если по какой-то причине станет недоступным устройство, с которого читается текст учебника, его можно записать на другое устройство и так же полноценно с ним работать.
Поэтому остановимся на устройствах, которые можно использовать для работы с электронными учебниками, то есть текстами учебников, доступными в электронном варианте.
Условно такие устройства можно разделить на две группы - стационарные и мобильные. К стационарным относятся персональные компьютеры. Электронные учебники чаще всего представляют собой файлы, которые можно прочесть на обычном компьютере. Однако компьютер (или даже ноутбук) нельзя положить школьнику в рюкзак и использовать его на уроках. Поэтому персональные компьютеры и ноутбуки стоит рассматривать как дополнительное устройство для работы с электронными учебниками.
Гораздо лучше приспособлены для чтения электронных учебников планшеты и электронные книги.
Планшетные компьютеры мало чем отличаются по возможностям от компьютера - это и доступ в Интернет, и электронная книга, и работа с документами, и игры, и записная книжка, переводчик, менеджер задач и многое другое.
Электронные книги - это специальные устройства, предназначенные для чтения. Они появились сравнительно давно, несколько лет назад завоевали популярность, которая пошла на убыль с появлением планшетов. Тем не менее электронные книги, особенно в образовании, занимают свою устойчивую нишу. Если главной функцией планшета являются развлечения, в том числе интернет-серфинг, то электронная книга создана прежде всего для чтения. Такие устройства выбираются не по операционной системе или типу памяти. Для них важны тип экрана и время автономной работы.
В электронных книгах применяются два типа дисплеев: жидкокристаллические (LCD, TFT) и основанные на технологии электронных чернил E-ink. Устройства с жидкокристаллическим экраном больше похожи на планшеты. От длительного чтения таких устройств могут начать болеть глаза, ибо их экраны светятся. А вот экраны с электронными чернилами отличаются тем, что не подсвечиваются, соответственно они не создают мерцания и не вредят глазам. Часто такие экраны оснащены антибликовым покрытием, что дает возможность читать книги даже при ярком свете. Такие устройства часто могут продаваться с внешними устройствами для подсветки, например, небольшими лампочками.
В России в конце 2011 года стартовал эксперимент по использованию электронных учебных пособий в учебном процессе. В 38 школах в 9 регионах России школьники получили электронные ридеры разного типа. Во время подведения итогов, через год, большинство участников эксперимента заявили, что наиболее оптимальными для использования являются ридеры на основе электронных чернил по причине абсолютной безопасности для глаз и удобства в использовании.
Можно вспомнить и про другие устройства, на которых можно читать электронные книги. Это прежде всего смартфоны. Смартфоны, равно как и планшеты, различаются между собой поддерживаемой операционной системой (Android, iOS, Windows Phone) и другими техническими характеристиками (размер экрана, объем памяти и прочее). Сразу отметим, что смартфон не предназначен для чтения электронных книг. Это устройство для коммуникации.
В название статьи вынесены слова «за» и «против». Может возникнуть логичный вопрос - почему же использовано слово «против»? Неужели у электронного учебника могут возникнуть препятствия для использования? Как ни странно это звучит, но это так. Например, медики отмечают, что электронные учебники должны использоваться на уроках недолго, ибо при их чтении на зрение оказывается более интенсивная нагрузка по сравнению с традиционными книгами. Поэтому при работе с электронными учебниками необходимо жестко придерживаться режима зрительной работы.
Еще один недостаток электронных устройств для чтения книг - их сравнительно высокая стоимость.
Российский опыт экспериментального внедрения электронных учебников в процесс в целом положительный, однако педагоги считают, что если техническая часть практически не вызывает нареканий, то образовательный контент требует серьезной доработки. 60-дневный эксперимент внедрения электронных учебников в московских школах продемонстрировал основные преимущества учебников. Среди них их наглядность, дополнительный мультимедиаконтент, который помогает ученикам лучше усваивать материал и повышает интерес к обучению.

Надежда БАЛОВСЯК, журналист, преподаватель, Киев, Украина