Школьники нередко действуют иррационально, противоестественно, аномально с точки зрения взрослого человека. Но это полбеды. Существует группа детей, которые нарушают общепринятый порядок не по причине ответной реакции на какую-либо несправедливость по отношению к ним. И не просто сгоряча. Скорее наоборот. Они изводят окружающих с одним главным мотивом - им это нравится!
 «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему», - говаривал классик. Дополню, Лев Николаевич: все отличники схожи, каждый школьный неудачник неудачлив на свой лад. Один ленив, другой туп, третий чересчур умен (да-да!), у четвертого гиперактивность, у пятого родовая травма плюс дефицит внимания, воспитания... Ох, лучше и не продолжать. Так называемые коррекционные классы, в которых собраны наиболее «одуренные» представители молодого поколения и которые есть во многих школах, призваны корректировать, сглаживать проблемы таких детей. Но с тем же успехом несчастная семья станет счастливой, читая по вечерам за общим столом «Анну Каренину».
Впрочем, настоящие «киллеры» - убийцы уроков - чаще всего из обычных классов, причем необязательно имеют плохую успеваемость. Корни их отвязного поведения - как правило, различные варианты гипертрофированного юношеского самолюбия. Но знание причин ненамного облегчает жизнь учителя.
В школе все учатся. Это правда. Просто одни - физике, литературе и другим премудростям. Другие учатся достигать своих целей. Напрямую, без советчиков и посредников. Пусть смешных, глупых, грязненьких, мелких таких целек: незаметно залепить жвачкой замочную скважину учебного кабинета, написать на парте, что 7-й «В» - короли, «довести» англичаночку или нахамить химику, чтоб впредь боялись связываться. Но эти смешные, глупые, грязненькие цели они сами ставят перед собой! Их им не навязывает человек за учительским столом. Разве не к этому призывают ФГОС - «ученик должен сам формулировать задачу на урок». А они не только задачу, они сам урок «формулируют» - настаивают на своей «форме» проведения занятий. И с мотивацией все в порядке.
Пока мы имитируем воспитание в школе, пока мы притворяемся, что умеем управлять ими, формировать их сознание, «корректировать», пока мы боимся посмотреть проблеме прямо в глаза, мы всегда будем ждать смертельный укус от того, кого пытались сделать... или другом, или послушным псом, или дрессированной обезьяной - кто как. Но иногда получается нечто иное - школьный изгой. У которого главный враг - учитель. Так было и, пожалуй, будет всегда. Наравне с мокрыми глазами благодарных выпускников на последнем звонке в толпе мелькнет змеиный взор школьного парии, отверженного, но не сломленного. Столкнувшись с так называемым девиантным поведением, а попросту с хамством отдельных учеников, подавленный и униженный, он обращается к администрации школы (при этом теряя часть и так уже похудевшего авторитета в глазах источников своих бед), к родителям нарушителей порядка (сделав негаданное открытие, что те могут быть хуже своих детей!), к «нестандартным» способам влияния на зарвавшихся юнцов («Вы еще не стали героем программы Андрея Малахова? Тогда мы идем к вам!»). Но неизменно возвращается к своим баранам (игривая фраза - двуликая).
Конечно, всегда есть и будут профессионалы, умеющие работать с любым учебным контингентом, независимо от его культурного уровня, от социальных тенденций, статуса учителя в обществе и так далее. Они с улыбкой читают эти строки. Но их меньшинство. Потому что настоящих мастеров в любом деле меньшинство. Обычный учитель безоружен перед неадекватным учеником и нуждается в помощи. Параллельно педагогическому влиянию необходимо реальное административное воздействие, пусть и через родителей.
Теоретически школа имеет возможность покарать рублем и сейчас - с помощью органов правопорядка, в частности инспектора по делам несовершеннолетних. Но, во-первых, отпугивает громоздкий механизм такого процесса, во-вторых, инспекторы, как и школьные врачи, - редкие перелетные птицы, которых пора заносить в Красную книгу. Дать право директору школы выписывать штрафные квитанции - это не месть родителям за их детей. Это действие. В педагогике огромное значение имеют скорость принятия решения и ответная реакция.
Конечно, штрафы никогда не создадут благоприятную педагогическую среду, тем более если ими злоупотреблять. Но стоит вспомнить следствия «принципа 80/20», согласно которому 80% неприятностей создаются 20% людей, 99% проблем создает 1% населения, а один ученик в классе может забирать 100% внимания учителя. Воспитательная работа с этим одним учеником-вампиром чрезвычайно важна для всей школы, не говоря уже о его классе. Да, она индивидуальна, специфична. Да, она может иметь различные формы. Но она не должна полностью ложиться на плечи учителя-предметника (как и классного руководителя). Ведь неподобающее поведение отдельных учащихся на уроке традиционно вменяется в вину педагогу. Это аксиома с незапамятных времен. Ее всегда будут поддерживать все остальные заинтересованные стороны: родители, чиновники, СМИ, сами школьники - кому охота разделять ответственность с непосредственным исполнителем образовательных услуг? Но разве виновата стюардесса, что в самолете оказался дебошир, сорвавший рейс?
Школа - модель общества. Она пытается не отставать от моды - вводит платные услуги, но защитить себя, своих учителей, своих учеников, свой имидж, наконец, от собственных головорезов и архаровцев современными средствами - рыночными - пока не решается (видимо, закон об образовании сдерживает).
В книге американского генерала Колина Пауэлла я прочел его размышления о демократизации армейских порядков в США, в частности, об отмене права командира роты налагать штраф на провинившегося солдата. Теперь офицеру надо обращаться в специальную юридическую комиссию, которая рассматривает инцидент и выносит свое решение. Пауэлл соглашается, что новый порядок защищает солдат от командира-самодура, если такой им попался, но вместе с этим высказывает мысль человека, всю жизнь посвятившего армии: командир роты как отец солдатам, он и похвалит, он и накажет; лишая его части «родительской» власти, мы ослабляем узы армейской семьи, в понятие которой входит чувство локтя, единство, ответственность и уважение.
Думаю, не только для военного, но и для любого педагога понятие «семья» не пустой звук. В любом доме должен быть порядок. В школьном тем более. И если уж без наказания не обойтись, пусть это будет опосредованное цивилизованное действие, чем учительские вопли и отрывание школьных ушей как в переносном, так и, увы, в прямом смысле.
 ...Наш российский менталитет таков: если человек вовремя не оплатил долг по квартплате - не пускать его в отпуск за границу, злодея! Пусть в аэропорту раскаивается, нечестивец, под алтарем главного табло! А если родитель задолжал собственному ребенку, позабыв о своих обязанностях, - ну так школа его на педсовет вызовет, это ее дело, чего вмешиваться-то?
Возможно, двоечники, школьные тунеядцы, мелкие упыри с вечным мобильником в зубах и их домашние покровители, моральные кастраты всех мастей и прочая нечисть - это необходимая часть как нашего мира в целом, так и системы образования в частности? Может, эти «кукушата» способствуют развитию отрасли не меньше, чем медалисты и активисты? Но по-своему. Как городские птицы меняют лица наших городов. Незаметно, непонятно и вроде как неразумно. Но что есть разум?..

От редакции

Уважаемые читатели, наверняка вам неоднократно приходилось сталкиваться с такими школьными хулиганами. Есть ли верное средство борьбы с ними или это неизбежное зло? Напишите нам, есть ли у вас свои секреты воспитания хулиганов. Лучшие советы будут опубликованы, а их автор получит приз от «Учительской газеты». Ждем ваших писем по электронному адресу rudenkosa@mail.ru

Евгений ВИРЯЧЕВ, учитель ОБЖ, Вологда