Вопросы для первой команды:
1. «Если мы хотим помочь Московскому государству, то не будем жалеть своего имущества, животов наших; не то что живот, но дворы свои продадим… Братья, разделим на три части именья свои, две отдадим воинству, себе же одну часть на потребу оставим» (Минин).
2. «Прямо и открыто противлюсь я вашему государству. И пока язык мой слушается меня, я буду взывать к сынам России, буду призывать их идти в бой за веру и Отечество» (патриарх Гермоген).
3. Этот человек, по мнению историка Ключевского, «был только испечен в польской печке, а заквашен в Москве» (Лжедмитрий I).
4. Эта женщина оказалась в лагере самозванца, в котором она признала якобы своего чудесным образом спасшегося мужа (Лжедмитрия I), что значительно укрепило позиции нового самозванца (Марина Мнишек).
Вопросы для второй команды:
1. «Честный муж, кому заобычно ратное дело… и который в измене не явился» (Пожарский).
2. Ни один царский дом не начинался так необыкновенно, как начался дом Романовых. Его начало уже было подвиг любви. Последний и низший подданный в государстве принес и положил свою жизнь для того, чтобы дать нам царя, и сею чистою жертвою связал уже неразрывно государя с народом (подвиг И.Сусанина).
3. Он не был заносчив перед низшими, отличался скромностью и не запятнал себя с целью выдвижения ни единым доносом. 20-летний князь показал себя выдающимся полководцем при освобождении русской земли от иноземцев (Скопин-Шуйский).
4. Лично не причастный к раздорам Смутного времени, 16-летний царь имел многочисленных сторонников среди дворянства, казачества, посадских, купечества, так как в это время он был политически нейтрален (М.Романов).

5. II тур «Да, нет».
В течение одной минуты команда должна ответить на четыре вопроса.
Вопросы для первой команды:
1. Царь Федор Иванович пожаловал Борису Годунову титул царя (нет).
2. Первым патриархом Московским и всея Руси в царствование Б.Годунова был провозглашен Иов (да).
3. После свержения Лжедмитрия I русским царем стал Василий Шуйский (да).
4. Стан Лжедмитрия II во время осады Москвы располагался в селе Коломенском (нет).
Вопросы для второй команды:
1. Действительно поляки захватили Смоленск? (Да.)
2. Правительство Второго ополчения - «Совет всей земли» - был организован в г. Рязани (нет).
3. Правда ли, что Иван Сусанин был жителем Костромской губернии? (Да.)
4. Новой царской династией в России стали представители рода Голицыных (нет).

6. III тур «Смутное время в произведениях русских поэтов».
Какое событие, какой персонаж описал поэт? За одну минуту команда должна назвать событие или персонаж; если ответ неверный, команда-противник дает свой ответ.
Для первой команды:
1. Сколько терпели и горя,
и муки,
Но попадалось оружие в руки-
Снова бойцом становился холоп,
Чтобы боярину целиться в лоб.
Вот и теперь проиграли войну,
Тула сдана, воевода в плену.
Шуйский божился и клялся
народу,
Крест целовал, что простит
воеводу.
(Восстание Болотникова.)

2. Ведь и мертвец
Ожить сумеет!.. И влекут
Распухший труп за волоса
На площадь… Крови полоса
За ним течет, его секут
Ножами острыми; на стол
В аршин длиной его кладут.
«На кол его!.. на кол!.. на кол!»
Ревет толпа.
(Казнь Лжедмитрия I.)

3. - Куда ты ведешь нас?..
Не видно ни зги! -
…с сердцем вскричали враги:
- Мы вязнем и тонем
в сугробинах снега,
Нам, знать, не добраться
с тобой
до ночлега.
Ты сбился, брат, видно, нарочно
с пути,
Но тем Михаила тебе не спасти!
(Подвиг И.Сусанина.)

Для второй команды:
1. Бог насылал на землю нашу
глад,
Народ завыл, в мученьях
погибая:
Я отворил им житницы, и злато
Рассыпал им, я им сыскал
работы -
Они ж меня, беснуясь,
проклинали!
(Голод во время правления Годунова.)

2. Он ополченье собирал,
Всех одевал, всех обувал,
Кормил, поил, и снаряжал,
И всех вооружал.
И эту рать в туманной мгле
По нераспаханной земле,
Где колос уж давно не цвел,
К Москве, к столице он повел.
Та рать от каждого села
Все прибывала и росла.
(Ополчение Минина.)

3. …была прельстительна. Бела лицом, а брови имея тонки. Глаза змеиные. Рот мал. Поджаты губы. Возрастом невелика. Надменна обращением. Любила плясания и игрища.
И пялишася в платья тугия с обручами, с каменьями и жемчугом. (Портрет М.Мнишек.)

7. IV тур «Вычеркните лишнее».
За одну минуту игроки должны вычеркнуть лишнее, а потом объяснить свой выбор.
Для первой команды:
1. Пожарский, Ходкевич, Трубецкой, Заруцкий.
2. Путивль, Калуга, Новгород, Тула.
Для второй команды:
1. Иван Болотников, Борис Годунов, Василий Шуйский, Федор Годунов.
2. Гермоген, Никон, Филарет, Иов.
8. V тур «Привести в соответствие: дату, событие, исторического деятеля»
Командам раздаются отдельные карточки, на каждой из которых напечатаны даты, события и исторические деятели. В течение одной минуты команды должны собрать правильные комбинации.
Для первой команды:
1. 1606-1610 гг. - правление Василия Шуйского.
2. 1610-1612  гг. - «Семибоярщина».
3. Май-июнь 1605 г.- правление Федора Годунова.
4. 1613 г. - окончание Смуты.
Для второй команды:
1. 1598-1605 гг. - правление Бориса Годунова.
2. 1606-1607 гг. - война под предводительством Ивана Болотникова.
3. 1603 г. - восстание Хлопка.
4. 1598 г. - начало Смуты.

9. VI тур «Противники или союзники».
В режиме блиц-опроса представители команд должны ответить на вопрос «Противники или союзники данные исторические деятели?».
Для первой команды:
1. Иван Болотников и Василий Шуйский (п).
2. Минин и Пожарский (с).
3. Иван Сусанин и Михаил Романов (с).
4. Борис Годунов и король Сигизмунд (п).
Для второй команды:
1. Лжедмитрий I и Марина Мнишек (с).
2. Лжедмитрий II и Василий Шуйский (п).
3. Гетман Жолкевский и королевич Владислав (с).
4. Василий Шуйский и Мстиславский (п).

10. VII тур «Было или не было?».
В течение одной минуты команды должны выбрать правильные ответы. Команда-противник может дать свой вариант ответа.
Для первой команды:
1. Федор Борисович
А) …предводитель восставших крестьян?
Б) …царь?
В) …самозванец?
2. Был ли 1601-й годом
А) …начала польской интервенции?
Б) …формирования первого ополчения?
В) …годом появления в Польше «чудом спасшегося» царевича Дмитрия?
3. «Тушинский вор» - это
А) …Лжедмитрий II?
Б) …Лжедмитрий I?
В) …Иван Болотников?
Для второй команды:
1. Мария Нагая
А) …мать царевича Дмитрия?
Б) …жена Лжедмитрия I?
В) …мать Михаила Романова?

2. Был ли 1606-й годом
А) …формирования второго ополчения?
Б) …восстания москвичей против Лжедмитрия I?
В) …годом освобождения Москвы от польских интервентов?

3. «Воренок» - это
А) …сын Бориса Годунова?
Б) …сын Лжедмитрия I?
В) …сын Лжедмитрия II?

11. VIII тур «Конкурс капитанов».
Для первой команды:
1. Войска этих интервентов под командованием Деларди подошли к Новгороду. С помощью слуги-изменника им удалось ночью ворваться в город. Новгородский митрополит Исидор и воевода князь Иван Одоевский от имени Великого Новгорода заключили договор с этой страной.
Какая страна наравне с польскими войсками интервентов вторглась на территорию Российского государства с севера?
2. Угадайте исторического деятеля.
«…после голода образовались многочисленные разбойничьи шайки, и не только не было от них проезда по пустым местам, но и под самою Москвою; атаманом их был… Царь долго думал с боярами, как помочь беде, и наконец решился послать против разбойников воеводу с большой ратью. Воеводою отправлен был окольничий Иван Басманов, который сошелся с… под Москвою. Разбойники бились, не щадя голов своих, и убили Басманова, несмотря на то, царское войско одолело их, [предводителя] чуть живого, взяли в плен» и казнили».
(Хлопок).
Для второй команды:
1. 15 мая 1591 года из Углича пришла тревожная весть о смерти царевича Дмитрия. Его мать и ее братья утверждали, что восьмилетний царевич убит людьми, присланными из Москвы. Горожане Углича, сбежавшиеся по звону набатного колокола, растерзали предполагаемых убийц.
Был ли причастен Борис Годунов к смерти царевича Дмитрия? Почему вы так думаете?

2. Угадайте исторического деятеля.
Отличался мягким характером и добротою.
Испытал личное потрясение: когда ему исполнилось 20 лет и он выбрал себе невесту, не позволили на ней жениться.
Вел малоподвижный образ жизни, очень любил цветы и диковинные растения, пожалуй, первым завел в России оранжерею.
Занимался делами сам только в последние 10 лет своей жизни, т. к. сначала главную роль играла его мать, а затем, по возвращении из плена, его отец.
(Михаил Романов).

12. Подведение итогов.
Жюри награждает команду-победительницу.

​Светлана ВЕЛИКАНОВА, учитель истории Давыдовской средней школы с углубленным изучением отдельных предметов Воронежской области