Оборудование и материалы: мультимедийная презентация о Санкт-Петербурге, мультимедийная презентация о блокадном Ленинграде, презентация проекта волонтеров, календари классной жизни.
Приложения: сценарий выступления агитбригады.
Ход мероприятия
1-й этап. Мотивация. Создание атмосферы эмоциональной сопричастности.
На доске календарь классных мероприятий, в руках у ведущего календарь, на партах у каждого ученика лежат календари.
Ведущий (классный руководитель) организует беседу с учениками о событиях и датах, из которых складывается жизнь человека, его близких, жизнь класса, без которых нет истории одного человека, истории страны.
На собственных календарях и общем календаре отмечаются важные даты в жизни класса.
Ведущий: Но есть и другие даты, которые входят в нашу жизнь иначе…
Есть в нашей жизни даты,
Что берегутся сердцем свято.
В них воедино слита навсегда
С историей страны твоя судьба.
2-й этап. Создание ситуации парадокса для погружения в тему.
На экране - виды современного Санкт-Петербурга в сопровождении музыки, стихотворения о городе. На партах у ребят - открытки с изображением Петербурга. Резкая смена слайдов с изображением блокадного Ленинграда, звуки сирены, метронома. Рассказ учителя о блокадном Ленинграде сопровождается фрагментами «Ленинградской симфонии» Д.Д.Шостаковича.
3-й этап. Презентация готового проекта как процесс осуществления социальной пробы.
Инсценированное чтение стихотворения «Письмо из блокады» Анатолия Веревкина участниками драмкружка.
1-й чтец
Два старых листка из тетрадки
В растрепанной книжке
Жюль Верна…
Оставили вместо закладки,
А после забыли? Наверно…
С годами листки пожелтели,
Но ожили буквы-крючочки.
Как первые травы в апреле,
На свет пробиваются строчки:
2-й чтец
«Не волнуйтесь,
мы живы-здоровы,
Хоть зима оказалась суровой.
Веет стужей вокруг ледяною,
Ходим мы на Неву за водою.
Дом осколками весь исцарапан,
Димка очень скучает без папы…
Не волнуйтесь,
мы живы-здоровы…»
1-й чтец
Встревожишься тут не на шутку:
Читаю и, верите, вижу
Чугунную печку-буржуйку
(Сейчас здесь стоит телевизор).
Прожекторы по небу шарят,
Нависли над пропастью тени,
Звучат во дворе не гитары,
А воют протяжно сирены.
2-й чтец
«Не волнуйтесь,
мы живы-здоровы,
Нынче выдали карточки снова.
Взяли мы пятилетнюю Лилю -
Дом у Лили на днях разбомбили.
Адский холод, а Лиля рисует
Хлеб, морковь, землянику лесную,
Виноград, апельсинную дольку…
Жаль, что письма идут очень
долго.
Не волнуйтесь,
мы живы-здоровы…»
1-й чтец
А солнце врывается в окна
Потоком весеннего света.
Письмо из блокады пришло к нам
И ждет не дождется ответа.
Звучит оно вызовом смерти
И добрым напутствием смелым.
Ты можешь, спроси у сердца,
Вот так написать под обстрелом:
«Не волнуйтесь,
мы живы-здоровы…»
Проект «Мост в блокаду». Выступление участницы волонтерского движения Ангелины Трушиной, ученицы 8-го класса, с отчетом о проделанной поисковой работе. Рассказ, сопровождаемый презентацией, о блокадном детстве С.А.Козырева (приложение №1).
«125 блокадных граммов хлеба ценою в жизнь». Выступление агитбригады (приложение №2).
4-й этап. Рефлексия «Ничто не забыто…».
Всем участникам мероприятия раздаются кусочки хлеба, и предлагается на уровне ощущений понять, насколько мал этот кусочек в 125 граммов, который помог выжить в осажденном Ленинграде.
5-й этап. Подведение итогов.
На общем календаре класса учитель по согласованию с учениками обводит дату снятия блокады Ленинграда - 27 января - как совместную памятную дату, учащиеся по желанию в своих календарях тоже отмечают ее. Желающим предлагается написать «Письмо в блокаду».

Приложение №1
Выступление волонтеров


Текст-сопровождение к слайдам презентации
 Первый слайд. Однажды, рассматривая неизвестные мне семейные альбомы, я остановилась на пожелтевших снимках, на которых были изображены два маленьких мальчика двух и трех с половиной лет. Рядом стояла подпись: «Витя умер 1 марта 1942 года». Каково же было мое удивление, когда я узнала, что на фотографии мой дедушка и его брат, погибший от голода в три с половиной года в блокадном Ленинграде.
Второй слайд. Так я впервые осознала, как тесно связаны трагические и героические страницы жизни моей страны с историей моей семьи.
Третий слайд. Память об этом хранится в обрывках воспоминаний моего деда, свидетеля той страшной поры.
Четвертый слайд. «Несмотря на маленький возраст (а мне было два года), осознание того страшного, что нам предстояло пережить, пришло буднично-трагично: мы вместе с родителями обедали, вышли из-за стола, а стол отодвинули к стене… через минуты этой стены больше не было. Так впервые в нашу жизнь вошло понятие «бомбежка».
Пятый слайд. «Не было в моей жизни ни одного документа, который бы я так берег, как это свидетельство о рождении. В тряпичном пакете на веревочке оно находилось на груди у меня постоянно на случай, если я потеряюсь».
Шестой слайд. «Самые дорогие для меня снимки - это фотографии, на которых мы с моим старшим братом вместе с нашей бабушкой, и та, где Витя снят перед смертью. Он, как и многие ленинградцы, погиб от голода. Меня спасло то, что я все время повторял: «Дай леба». И все отщипывали мне кусочек хлеба. А Витя был молчаливым мальчиком, он не просил ни у кого хлеб, он прожил всего три с половиной года… Это не дает покоя мне до сих пор».
Седьмой слайд. «Чтобы выжить, меняли на еду все: книги, одежду. Однажды мама выменяла одежду на дрожжи и рыбий жир. Из них сделали лепешки и поджарили. Ничего вкуснее этого я тогда не знал… А еще помню, как я сижу с маленькой ложечкой у печки-буржуйки и собираю сладкую воду, которая капает с оттаявших дров. Эти дрова достались нам по случаю с Бадаевских складов, сгоревших в начале войны».
Восьмой слайд. «Вой сирены, гул летящих самолетов еще долго вселяли в меня страх. Дважды меня откапывали из бомбоубежища. Из 900 блокадных дней мы с семьей прожили два года и были эвакуированы под Ершов. Я не мог ни ходить, ни говорить от истощения. Этому я учился заново».
Девятый слайд. «В блокадном Ленинграде на заводах работали три мои тети и бабушка. Мой отец дошел до Берлина. Когда он привез снимок горящего Берлина, я с ужасом увидел, как похож чужой разрушенный город на мой любимый Ленинград в дни блокады. Спустя много лет я осознал, что война - это трагедия и немецкого, и русского народов».
Десятый слайд. «Время лечит раны, но раны войны остаются навсегда. Салют Победы не обрадовал меня, а напомнил бомбежку. И несколько лет уже после войны я прятал кусочки хлеба под матрацем и до сих пор предпочитаю корочки, так как их дольше жевать».

Приложение №2
Выступление агитбригады


1-й участник:
«Тюрина Тамара Васильевна.
В середине августа ввели продовольственные карточки. По карточкам можно было получить только хлеб. Сначала выдавали по 500 граммов работающим и по 250 граммов на иждивенца, потом эта норма уменьшилась в два раза. В ноябре 1941 года начался голод. Бадаевские склады горели страшно. Масло и сахар растекались реками по тротуарам, пропитанную расплавленными продуктами землю люди собирали и, дав отстояться, пили «бульон», чтобы хоть как-то утолить нестерпимый голод. А когда ударили морозы и земля промерзла, ее вырубали кусками и продавали на городских рынках за большие деньги».
2-й участник:
Девчонка руки протянула
И головой - на край стола...
Сначала думали - уснула,
А оказалось - умерла.
Ее из школы на носилках
Домой ребята понесли.
В ресницах у подруг слезинки
То исчезали, то росли.
Никто не обронил ни слова,
Лишь хрипло, сквозь
метельный сон,
Учитель выдавил, что снова
Уроки - после похорон.
(Юрий Воронов)

3-й участник:
«Яковлев Борис Константинович.
Ели все, от столярного клея до кожаной подошвы обуви, варили «бульон» с содранных от стен обоев. На моих глазах, обессилев, упала лошадь. Прохожие тут же разорвали ее на части, многие ели сырое мясо тут же, над кровавыми останками животного… Как-то мама пришла вечером с работы и рассказала следующую страшную историю. Она стояла в очереди за хлебом и видела, как маленький мальчик вырвал из рук женщины паек хлеба, который она только что получила. Мальчик никуда не побежал, упал на грудь и быстро начал есть. Его стали бить, а он лежал и ел. Что было дальше, мама не знает. Получила свой паек и ушла. Возможно, мальчика забили насмерть или умер кто-нибудь из семьи той женщины, у которой он украл хлеб».
4-й чтец:
Мы рыли рвы - хотелось пить.
Бомбили нас - хотелось жить.
Не говорилось громких слов.
Был дот на каждом из углов.
Был дом - ни света, ни воды.
Был хлеб - довесочек беды.
(Глеб Семенов)
5-й чтец:
«Бобрицкая Анастасия Ивановна.
Хлеба получали по 125 граммов на день. И этот малюсенький кусочек еще надо было сберечь. Однажды на улице мужчина попытался отобрать у меня хлеб. Я побежала. Он с криками: «Отдай хлеб, не то убью!» - за мной. Добежала я до своего дома, забежала в подъезд, на миг остановилась перевести дух. Слышу приближающийся топот моего преследователя, а потом шлепок о землю упавшего тела. Тишина. Через несколько минут я осторожно выглянула. Мужчина мертвый прямо у крыльца подъезда. Видать, сердце не выдержало, силы от голода были на исходе, вот и умер в погоне за мной и кусочком хлеба».
6-й чтец:
«Ты можешь, спроси у сердца, оставаться человеком, когда голод и холод оставляют в тебе только одно желание - выжить?»
7-й чтец:
«Ты можешь, чувствуя повсюду дыхание смерти, думать о жизни?»
8-й чтец:
«Ты можешь, сам изнемогая от усталости и голода, испытывать сострадание и жалость к другому?»
9-й чтец:
«Ты можешь под вой сирен и звук бомбежек думать о светлом и прекрасном?»
10-й чтец:
«Ты можешь, спроси у сердца, умирая от истощения, сохранять силы для борьбы и спасения своей родины, своего народа?»

P.S. Презентации и аудиоматериалы к классному часу выложены на сайте «Учительской газеты» по ссылке: http://www.ug.ru/method_article/703

Ирина САЛЯМИНА, учитель русского языка и литературы, классный руководитель 6-го класса;
Людмила ФОРТУНАТОВА, педагог-организатор физико-технического лицея №1 города Саратова