Работа по стихотворению А.С.Пушкина «Пророк» может занять один или два урока (по усмотрению учителя). При изучении рассказа используются информационно-коммуникационные технологии, что позволяет учащимся самостоятельно решать и детально разрабатывать проблемы, выявленные в ходе урока. Презентация способствует развитию зрительно-слуховой памяти, помогает в проведении словарной работы: позволяет наглядно представить значение слова, определения, словарные статьи. Она дает наглядное представление о композиции рассказа, учит школьников работать со схемой. Кроме того, презентация содержит и другую наглядность: портрет автора рассказа, репродукции русских художников, позволяющие ученикам представить образ ангела-серафима. Одно из важнейших требований, предъявляемых сегодня к литературному образованию в школе, - использование методов, которые способствуют формированию у учащихся умений конструировать свои знания, выводить гипотезы, анализировать результаты с точки зрения обозначения проблем. Смена видов деятельности (сравнительный анализ содержания и формы произведений, работа с сигнальными картами, художественный пересказ) способствовала повышению мотивации к учению. Проводилась системная лексическая, этимологическая работа, развитие терминологического аппарата учащихся. На уроке присутствовала атмосфера сотрудничества, духовного единства педагога и учащихся. Творчески работающего учителя урок может натолкнуть на интересные находки.

Цели:
- выявить личностное восприятие текста, помочь осознанию чувства, которое возникает после прочтения;
- развивать у детей навыки художественного пересказа, умение выражать свои мысли, обобщать сказанное;
- на примере литературного образа суметь увидеть собственные внутренние качества, прочувствовать героя.

Оборудование: презентация, репродукции М.А.Врубеля, словарь С.И.Ожегова, распечатки рассказа С.Махотина и стихотворения А.С.Пушкина «Пророк», распечатки с заданиями.

I. Вступительное слово учителя
Учитель: Сегодня на уроке мы познакомимся с одним из авторов современной литературы, писателем Сергеем Махотиным и его рассказом «Шестиклассник Серафим», а также со стихотворением А.С.Пушкина «Пророк», поскольку именно оно лежит в основе рассказа.
II. Биографическая справка
Сергей Анатольевич Махотин - детский писатель. Родился в городе Сочи в 1953 году. Окончил литературный институт имени Горького в Москве. С 1973 года живет в Ленинграде - Санкт-Петербурге. Печатается с 1976 года в журналах «Уральский следопыт», «Костер», «Пионер», «Искорка», «Мурзилка», «Веселые картинки», «Детская литература», «Колобок» и других детских журналах и коллективных сборниках. Член Союза писателей с 1987 года. В настоящее время главный редактор журнала «Кодекс-info».

III. Беседа по содержанию рассказа
Учитель: Итак, вы прочитали рассказ писателя С.Махотина «Шестиклассник Серафим», опубликованный в журнале «Костер» в 2003 году. Чем привлекает вас рассказ? Каковы ваши впечатления? Какие эпизоды являются ключевыми в композиции рассказа?
Прочитайте первый абзац рассказа. Почему девятиклассники развеселились? Чем будут являться описанные в этом эпизоде события в композиционном отношении?

Школьники развеселились, потому что в шестом классе действительно учится мальчик по имени Серафим. Этот эпизод является завязкой.

Учитель: В центре рассказа - мальчик. Что мы узнаем о Серафиме?
Как к Серафиму Перецыну прилепилось прозвище?
Что испытывает Серафим в связи с новым прозвищем?

«Впервые в жизни Перецын ощутил одиночество».

Учитель: Заполните схему в тетради.
Как Серафим относился к своему имени? А к новому прозвищу?
Не любил свое имя, но что поделаешь… «Новое прозвище прилепилось к нему, как липучка. Прозвище обидное и странное. Он перестал улыбаться, нахватал двоек и похудел».

Учитель: Какое событие является кульминацией рассказа? Почему?
В связи с чем Серафим решил прочитать стихотворение А.С.Пушкина?
Чтение эпизода «Серафим Перецын читает стихотворение А.С.Пушкина «Пророк».

Учитель: В какой обстановке происходит чтение стихотворения? Какие предложения использует автор? Почему? Каковы первые впечатления Серафима от чтения стихотворения А.С.Пушкина «Пророк»?
Стихотворение поразило Серафима, был потрясен пушкинским текстом.

IV. Работа по стихотворению А.С.Пушкина «Пророк»
Чтение стихотворения наизусть.

Учитель: Итак, Серафим был потрясен стихотворением, но в нем многое было ему непонятно, непонятно и нам. Стихотворение называется «Пророк». А кто такой пророк?
Лексическое значение слова «пророк».
ПРОРОК. 1. В религии: избранник Бога на земле, открывающий его волю и смысл истории - прошедшее, настоящее и будущее. 2. Перен. Тот, кто пророчит, предсказывает что-нибудь.

Учитель: Подберите и запишите однокоренные слова к слову «пророк», выделите корни.
Пророк - пророческий - пророчество - пророчествовать - пророчить.
Для справок
ПРОРОЧЕСКИЙ. Содержащий предсказание.
ПРОРОЧЕСТВО. То же, что предсказание.
ПРОРОЧЕСТВОВАТЬ. Произносить или заключать в себе пророчество, предсказывать.
ПРОРОЧИТЬ. Предвещать, предсказывать.

Учитель: Какова же этимология слова «пророк»? Что помогает понять история его происхождения?

Исторический корень обозначает основной вид деятельности пророка - говорение, а приставка подчеркивает значение «вперед».

Учитель: Итак, в обычной жизни мы употребляем это слово в переносном значении. Основное значение этого слова связано с религиозными учениями. В разных религиях мира есть пророки. Кто они? Откуда брались? Что именно говорили людям от имени и по воле Бога?
В Библии указывается, что стать пророком мог не каждый человек, Бог призывал к себе на служение избранных, особых людей, при этом не важно, из какого рода происходил человека: царского или пастушеского.
В стихотворении Пушкина мы видим, как предельно обострились чувства человека-пророка, как расширилось восприятие им внешнего мира: он может увидеть и услышать то, что невозможно обычному человеку, он услышал даже звук, издаваемый крыльями летящих ангелов (бестелесных существ!). Пушкин показывает, что серафим как будто заменяет человеку-пророку язык и сердце.
Кто же такой серафим? «И шестикрылый серафим на перепутье мне явился».

Справка
СЕРАФИМ - ангел одного из высших ангельских чинов. Ангелы - бестелесные существа, одаренные разумом и волей, передающие волю и слово Бога людям и охраняющие Божий престол. Это шестикрылые небесные создания. «Вокруг его стояли серафимы; у каждого из них было по шести крыл; двумя закрывал каждый лицо свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал», - говорится в Библии.

Учитель: Как и в библейском сюжете, у Пушкина показано превращение обычного человека в пророка. В этом процессе принимал участие шестикрылый ангел, серафим. В результате преображения пророк отправляется в мир исполнять волю Бога, проповедовать от имени Бога.
Многие стихотворения Пушкина написаны просто и понятно. А это стихотворение, безусловно, трудно понять с первого раза.
Назовите примеры устаревших слов: глагол (слово), горний, десница (правая рука), дольний (от слова «долина»), зеница (зрачок), отверзать (отворить, распахнуть), отверстый (открытый), перст (палец), прозябанье (жалкое существование),  уста (губы).
Устаревшие фонетически и орфоэпически: воздвигнуть, восстать, лозы, волею.
Устаревшие грамматические формы: мудрыя змеи, гад морских, виждь.
Какие слова употребляются в современном русском языке с высокой стилистической окраской? Вещий, воззвать, празднословный, содрогание, трепетный.
Какой союз повторяется в стихотворении? Как называется такой прием? (Анафора).
Найдите примеры инверсии.
Перечитайте заключительные строки стихотворения. «Переведите» на современный русский язык.

Вставай, пророк!
Смотри и слушай,
Наполнись волею моей,
И, обходя моря и сушу,
Словами жги сердца людей.
Чтение стихотворения «Пророк» наизусть повторно.

V. Работа по содержанию рассказа
Учитель: Как изменилось отношение Серафима к своему имени после чтения этого стихотворения?
Он полюбил свое имя - Серафим.

Учитель: Какие изменения произошли в жизни Серафима?
А что обозначает имя Серафим в переводе? (Пламенный.)
Стихотворение стало событием в жизни Серафима. О каком еще событии, изменившем жизнь героя рассказа, говорит автор?

Пересказ эпизода «Спасение старшеклассницы». Спасенной старшеклассницей оказалась та самая Таня, которая навестила больного, чтобы поблагодарить за свое спасение.
Чтение эпизода «Сон Серафима», который видит мальчик после ухода Тани.

Учитель: Чем интересен этот эпизод с языковой точки зрения?
Ангел сказал: «Живи, мальчик». И хотя болезнь была очень тяжелой и длительной, Серафим поправился. Ангел является Серафиму, чтобы облегчить его страдания.

Учитель: Какова развязка рассказа?
Что главным было для вас на этом уроке? Сформулируйте свою конкретную тему, впишите ее в свободную строку.
К каким выводам вы пришли сегодня на уроке? Помог ли наш урок разобраться в содержании рассказа?
Что вызвало у вас чувства и переживания?

Вывод: Чтение стихотворения А.С.Пушкина «Пророк» изменило отношение Серафима к своему имени и к жизни. Он понял, что рожден не просто, чтобы продолжить цепочку поколений, а достойно продолжить, что нужно быть человеком, способным на поступок, на самопожертвование. Таким образом, одно событие может изменить жизнь человека, заставить его по-новому взглянуть на себя и на свое предназначение в жизни.

VI. Домашнее задание: напишите сочинение на тему «Что изменилось в моем понимании рассказа после его изучения на уроке?».

P.S. Рабочие материалы к уроку выложены на сайте «Учительской газеты» в рубрике «Методическая кухня»: http://www.ug.ru/method_article/704

​Наталья ДАНИЛОВА, учитель русского языка и литературы средней школы №5 города Бийска Алтайского края