Между тем, познание мира «на парте по карте» губительно и для учителя, и для ребенка. Обе стороны попадают в ловушку бездеятельного, пассивного образования. Принуждение, послушание, прилежание - особенно тягостная триада в школьном «казенном доме». А что если урок провести в лесу (на лугу, в поле, у речки)? Или отправиться в однодневный поход, где ребята не только приобретут знания по экологии, краеведению, биологии, географии, но и обретут навыки взаимопомощи и коллективизма. Конечно, в таком случае «классный час» вырастает до размеров «классного дня», но согласимся, что общение на фоне живой природы гораздо более продуктивно, чем чтение нотаций в душном помещении... В общем, многие педагоги интуитивно понимают, что туризм и краеведение дают огромные образовательно-оздоровительные результаты. Возникает только один вопрос: с чего начать?

Пожалуй, правильнее будет обратиться к теории. Пособие для классного руководителя «В поход с классом» («Сфера», Москва, 2004) создано весьма титулованными авторами. Юлия Козлова и Виталий Ярошенко - мастера спорта и педагоги с огромным стажем работы. Хорошо известный в московском туристском мире клуб «Лидер» - их детище, имеющее безупречную репутацию. Так что авторы прекрасно представляют, что нужно знать учителю, прежде чем отправиться с ребятишками на прогулку в ближайший лесопарк. Структура издания («Первые шаги», «На маршруте», «После похода») говорит сама за себя. Основной текст дополнен приложениями. Тут и «Положение об оплате труда и стимулировании организаторов туристско-краеведческой деятельности с учащимися школы», и «Списки туристского снаряжения», и краткое описание походов в 5-10-х классах «Помоги лесу», и много чего другого, что позволит грамотно и плодотворно вести «ландшафтное воспитание».

Это то, что касается стороны содержательной. А теперь еще о некоторых особенностях данного издания. Во-первых, в нем нет ни одного лишнего слова - авторы ценят время и силы учителей. Во-вторых, в книжке читатель не найдет обычной для литературы такого рода академической зауми (хотя одна из создательниц пособия Юлия Козлова - кандидат педагогических наук, так что могла бы «навертеть периоды»). То есть язык прост и ясен. В-третьих, авторы пособия грамотно и без надрыва касаются целого комплекса вопросов - от важных «мелочей» в пути до экологических исследований на туристской тропе, от самоуправления в группе до правил безопасности в походе. Таким образом, комплексный подход (чем и привлекательна «педагогика леса») представлен здесь во всей красе.

И наконец, в-четвертых. Создатели пособия - давние авторы «Учительской газеты», и наши читатели уже имели возможность убедиться в высочайшей профессиональной квалификации руководителей клуба «Лидер», где из обычных московских девчонок и мальчишек готовят организаторов туризма, первых помощников педагога во всех школьных и внешкольных делах... А еще здесь учат осмысливать действительность. «Быть в двух мирах попеременно, / Мне в этой жизни суждено, / В одном все суетно и бренно, / В другом все чисто и светло» - такие строчки рождаются у воспитанников «Лидера» в походах. Так что школьный туризм - это еще и своего рода «высшее гуманитарное образование». Венцом природы человек ощутит себя только на ее лоне. И потому пусть у каждого школьника будет свой день в лесу, который «стоит многих недель, проведенных на учебной скамье...»