У Елены Спорышевой родилась идея создать школу. Нет, не просто школу, а Школу с большой буквы, Школу-мечту. Чтобы было в школе красиво, уютно и чисто, стильно и современно. Чтобы каждый ребенок научился говорить на нескольких иностранных языках, танцевать, декламировать, разбираться в музыке, самостоятельно думать и принимать решения, уважать свою и чужую жизнь. Дело оставалось за «малым» - превратить мечту в реальность. Так на базе столичной школы-новостройки, в которой изначально предполагалось просто углубленное изучение иностранных языков, стала реализовываться концепция Школы молодых политиков. Сегодня директор этой школы Елена Спорышева рассказывает о том, как в наше непростое время воплощается мечта.

- Неужели всех детей в вашей школе вы хотите сделать в будущем политиками? Зачем?

- Сделать политиками насильно невозможно. У всех своя судьба и жизненные стремления. А вот воспитать из наших учеников настоящих, социально активных граждан, всесторонне образованных, уважающих личность, увлеченных историей и культурой своей страны - вполне по силам. Кроме того, в школе мы преподаем навыки эффективной управленческой деятельности, что является хорошей основой для формирования будущих политиков. Возможно, они не станут профессиональными политиками, но вне политики точно не окажутся. Хорошие манеры, умение вести себя в обществе, уважение к другим, интеллект, грамотная речь, широкий кругозор и желание сделать жизнь людей лучше - так в нашем представлении выглядит политик, или, иначе, политически активный человек. Мы хотим преодолеть социальный цинизм и гражданскую апатию, так распространенные среди современной молодежи. Мы хотим воспитать молодое поколение, рядом с которым не страшно становиться старше, можно не бояться будущего.

- Очевидно, что один из секретов удивительного климата, созданного в вашем учебном заведении, - стильный, выверенный интерьер.

- И ученики, и учителя проводят в стенах школы практически половину жизни. Поэтому необходимо, чтобы обстановка, к которой ребенок привык дома, не отличалась от обстановки в школе. Тогда мы гарантированы от психологической, нравственной «ошибки», сохраняется внутренняя логика и единство человеческого существования в предметном мире. Это создает предпосылки формирования полноценной личности, у которой гармонизация окружающего пространства входит в привычку и даже становится потребностью.

В воспитательном процессе вообще мелочей не бывает. Вся наша жизнь складывается из малозначимых на первый взгляд штрихов. Чистота в школе, ножи и вилки в столовой, мягкая мебель в холлах, живые цветы, дорожки на лестницах, хорошие литографии в коридорах - все это создает определенную атмосферу, формирует деловой и творческий настрой. Нам хотелось, чтобы школа была достойна уважения учеников - тогда мы с полным правом сможем этого уважения от них требовать.

- Вашу школу, где так много преподавателей ведущих вузов, можно уверенно назвать наукоемким предприятием?

- «Наукоемкое предприятие»... Я все-таки филолог до мозга костей и не прибегаю к таким терминам. Для меня куда привычнее называть нашу школу культуроемкой. А для того чтобы школа была по-настоящему культуроемкой, она обязательно должна быть открытой в общество системой. В нашу школу постоянно приходят музыканты, писатели, государственные деятели - живые, реальные, успешные люди. Ребята имеют уникальную возможность непосредственно общаться с ними, задавать вопросы, даже спорить. Воспитывают не страницы учебников, а вот такие встречи, живые примеры. Школе как воздух необходимы талантливые и успешные профессионалы - и не только педагоги. Но они часто, к великому сожалению, в школу идти не хотят, ссылаясь на занятость или отсутствие интереса.

- Как вы думаете, почему?

- Честно говоря, и многие молодые специалисты - выпускники педагогических вузов - также не стремятся действительно работать в школе. Дело не только в мизерных окладах. Им неинтересно - и все. Неинтересно потому, что нынешняя система образования консервативна, погрязла в условностях, в неписаных, но жестких правилах. Творческое, яркое, нетривиальное здесь способны объявить «методической неграмотностью», индивидуальное, авторское - «отсебятиной». Энтузиазм может быть убит горой документации, которой в школьном деле ужасающе много.

- Изюминка вашей школы - Клуб молодых политиков и девиз «Наш выбор свободен, наша свобода - ответственна». Как вы понимаете этот воистину стратегический принцип?

- Многие из ребят планируют в будущем серьезно заниматься политикой или бизнесом. А для этого важно ощутить свою необходимость, причастность к происходящему вокруг. Поэтому воспитание для нас не менее важно, чем образование. Клуб молодых политиков - это в чистом виде игра, но игра для неравнодушных и активных ребят. Мы заложили в эту игру простую и позитивную мысль: это твой дом, твоя жизнь, твой город, твое время, твоя страна. Если продолжать эту цепочку, то в конце концов придем к проблеме ответственного выбора, который должен сделать каждый человек. Мы отвечаем за все общество постольку, поскольку отвечаем за себя и свою жизнь. Надо ощутить себя гражданином, но сначала, в качестве первого шага - просто достойным учеником своей школы.

- Какой вы видите школу через пять лет?

- Думаю, лет через пять в школе будет что-то столь новое, чего мы с вами сейчас и представить не можем. Мы постоянно в движении, реализуем новые планы. В 2001 году открыли школу, в 2002 году - дошкольные группы. В 2003 году наши первые выпускники, члены Клуба молодых политиков, стали студентами факультета мировой политики Московского государственного университета.

Я пришла к выводу, что в цепочке «дошкольные группы - школа - вуз» недостает еще одного важного звена. Однако на эту тему я пока не буду говорить, потому что суеверна. В ближайшем будущем я вижу нашу школу как открытую систему для талантливых, ищущих и желающих учиться и совершенствоваться ребят из всех регионов нашей большой страны. Вам покажется странным, но в этом я вижу миссию настоящей столичной школы - быть центром культуры и собирать в своих стенах таланты из регионов.

«Живи и не теряй времени», - так говорят в нашей школе. Сегодня у меня достаточно мыслей, планов - не проектов, а именно планов. Пусть хотя бы треть того, о чем мечтаю, осуществится. Я все для этого сделаю.