Есть проблема - ищите решение
Примерно так выглядит сегодня в образовании ситуация с внедрением информатизации. Формирование современной информационно-образовательной среды школы, города, региона и ИКТ-компетенции педагогов, воспитателей, методистов и управленцев - необходимое условие для реализации федеральных государственных образовательных стандартов. И здесь каждый ищет свой путь. На семинаре в Анапе были те, кто его уже нашел. Капитаны, и матросы, и штурманы в одном лице, они научились проходить рифы непонимания, преодолевать бури финансовых проблем, сомнений, инерции и предубеждений. А видеть, какую радость и гордость они испытывают за результаты своего труда и за успехи коллег, - настоящий праздник.
...Возможность, задав параметры и нажав несколько кнопок, получить готовый отчет, построить любую диаграмму, за пару часов выстроить расписание целой школы - это совсем недавно казалось недостижимой мечтой. А ведь и это уже вчерашний день «для тех, кто не струсил и весел не бросил».

Право выбора есть у каждого
Пожалуй, всех участников семинара спросила: почему АВЕРС?
Это тот случай, когда ответы можно унифицировать, потому что они совпадают на все сто и у тех, кто работает с компанией больше 10 лет, и у «новеньких», с опытом внедрения 1-2 года, и даже у тех, кто только присматривается, прислушивается, приценивается.
На самом деле выбирать есть из чего: в этом направлении работают и 1С, и «Дневник ru», есть разработки самарские, казанские. По сути они сходны, но только АВЕРС поднял понятие «партнерство» на должную высоту. Какую бы программу вы ни приобрели, в каком бы городе ни жили, вам пожизненно гарантирована поддержка, консультация, помощь. При, скажем так, не повсеместно высоком уровне компьютерной грамотности для пользователей это архиважно.

Демонстрация силы
Компания сделала ставку на качество, ассортимент и сервис. И в этом ее сила.
АВЕРС предлагает более 15 программных продуктов, среди которых наиболее востребованные «Заведующий ДОУ», «Директор школы», «Электронный классный журнал», «Расписание», «Мониторинг», «Библиотека», «Расчет меню питания», «Тарификация», «РОНО», «Ревизор», «Зачисление в ОУ». Это не просто перечень программ - это многоговорящий список решенных проблем. О возможностях, открывшихся в ходе их использования, и даже о здоровьесберегающем сопутствующем эффекте на семинаре говорили и говорили.
Еще один плюс, который поставили разработчикам пользователи, - работа на опережение. Вы еще только задумали что-то эдакое, а оказывается, программа уже почти готова.
Компания не только не противопоставляет себя другим, а напротив, подчеркивает возможность совместимости своих программных продуктов с теми, которые уже работают в учреждениях образования. При этом она абсолютно лояльна к своим конкурентам, честно соблюдает правила игры на рынке образовательных услуг и дорожит кодексом чести. Не просто так у АВЕРСа собралась солидная группа поддержки: Институт информатизации образования РАО, Академия педагогических и социальных наук, Академия образования взрослых «Альтернатива».

Мы в ответе
Одно из занятий на семинаре было организовано специально для новичков. Речь зашла о принципах работы компании и механизме поддержки.
- Мы строим свою стратегию с основания пирамиды, идем от интересов и запросов нашего главного пользователя - руководителя образовательным учреждением, - объяснила руководитель отдела региональных проектов Ирина Лозицкая.
- А это правда, что вы даете свои программы во временное пользование на тестирование?
- Да, совершенно верно. Мы считаем, что люди не должны покупать кота в мешке, им надо дать возможность оценить наши продукты. Демоверсию можно скачать на нашем сайте. По запросу мы даем возможность поработать в программе в тестовом режиме. При этом за вами закрепляется персональный куратор. Консультации в любое время в любом формате: по телефону, по скайпу. Очень востребованная сегодня форма обучения - вебинары, причем их можно запланировать по индивидуальному графику. На сайте организована система информационной поддержки.
...Понятно, что в такой атмосфере практически материнской заботы никто не стеснялся учиться и спрашивать. Некоторые начинали так: «А можно я задам сейчас глупый и наивный вопрос? Мне надо это понять и потом рассказать коллегам...»

Учить и учиться
- Ваши программы удовлетворяют всем современным требованиям, а какой смысл заложен в понятие «новый продукт»? - спросила я у Марины Дыдышко, руководителя учебно-методического отдела.
- Раз в год мы обновляем версии всех наших программ. Для этого собираем пожелания своих пользователей, анализируем и фильтруем их предложения, оцениваем целесообразность, востребованность и универсальность сделанных запросов, формулируем новые задачи разработчикам и насыщаем свои программные продукты. Это не значит, что прежняя версия устарела, - те, кого удовлетворяют имеющиеся опции, благополучно работают в удобном режиме.
- А что вам дают такие семинары?
- Мы здесь не только видим отдачу от своей работы, получаем огромное удовлетворение от сделанного, но и тоже учимся. Собираем массу полезной информации, позволяющей модернизировать имеющиеся программы и создавать новые.

Неформальные формальности
Ничто не заменит радости человеческого общения. Побывавший на семинаре однажды понимает глубинный смысл этого афоризма. Один из участников школы-семинара даже вывел формулу успеха этих мероприятий:
Отдых + учеба + новые идеи + новые контакты = новая жизнь на целый год!
Публичные выступления и презентации, жаркие дискуссии и живые обсуждения, мастер-классы и обмен опытом дают новые знания и огромный обоюдный стимул к работе.
Но и другая часть жизни на семинаре важна, дорога и ценна не менее - совместные поездки, прогулки по набережной, творческие вечера. Под гитару Елены Ефимовны Дейч, начальника Управления образования администрации Ленинского района Нижнего Новгорода, легко было делиться самыми сокровенными мыслями и просто говорить о жизни.
Особая тема - церемония награждения. Одни названия номинаций чего стоят! В центре внимания был «Царь информатизации» - директор кировской школы №28 Н.Е.Целищев, порхала «Пчелка информатизации» О.Л.Чернышова - заместитель директора МКОУ ДПО «Центр повышения квалификации и ресурсного обеспечения муниципальной системы образования»  г. Кирова, в номинации «Открытие года» блистала С.В.Светличная, начальник Управления образования г. Ачинска, «Успешным стартом» отмечена Л.Н.Корнилова, начальник Управления образования администрации Удомельского района Тверской области. Благодарственным письмом за вклад в информатизацию отмечен К.Г.Викторов - руководитель Управления образования администрации городского округа г. Воронеж. А главную награду форума, премию «Зубр информатизации», из рук Героя России Александра Дарковича получили С.А.Апенина, директор ОБУ «Информационно-аналитический центр» Курской области, и Г.Н.Марченко, заведующая МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад первой категории №237» Ленинского района г. Ростова-на-Дону.
Знаковая деталь: наградные документы персонифицированы не только по признаку ФИО - для каждого написаны свои слова, в которых подчеркнуты особенные личные достижения и особенный личностный характер сложившихся с компанией отношений.


Статфакт

У компании АВЕРС на сегодня более 10000 пользователей в 65 регионах России и странах ближнего зарубежья: Москва, Киров, Кировская область, Воронеж, Ленинградская область, Тамбовская область, Республика Беларусь, Псков, Тверская область, Смоленск, Курск, Вологда, Иваново, Рязань, Нижний Новгород, Ставропольский край, Ростов-на-Дону, Белгород, Чувашия, Кабардино-Балкария, Костромская область, Ингушетия, Башкортостан, Свердловская область, ХМАО - Югра, Курган, Томск, Кемерово, Алтай, Красноярский край, Владимирская область, Ульяновск, Сахалинская область.


Послевкусие
Постоянный участник семинаров действительный член Академии информатизации образования, доктор педагогических наук, профессор О.А. Козлов подошел к оценке работы семинара аналитически. Он провел аналогию между маркетинговой стратегией АВЕРСа и фирменным стилем работы мировых автомобильных производителей, которые продают машины с полным комплексом сервисных услуг: «Это современный, грамотный экономический подход в решении очень сложной проблемы информатизации как важнейшего фактора в повышении качественных характеристик образования». Олег Александрович разделил радость коллег в части освобождения от рутинной работы и признал, что эйфория от открывшихся возможностей абсолютно закономерна, но... Ученый сделал акцент на научно-практической составляющей мероприятия и предложил участникам семинара измерить в универсальных показателях ее педагогическую эффективность. Например, так: стали внедрять новые технологии - повысилась успеваемость на ... процентов.
Нет сомнений, что через год профессор получит не одно оригинальное решение этой задачки и ему придется готовить для аудитории новые вопросы.

Статфакт

За 10 лет школу-семинар посетили более 500 участников из 20 регионов России и стран СНГ. Проведено 56 заседаний, прошло 250 выступлений и 30 мастер-классов, где были представлены передовые идеи отдельных регионов.

Анапа