Позиция

- Не раз приходилось слышать о том, что школа должна готовить молодого человека к жизни, ориентировать его в профессиональном плане, иначе говоря, работать на запросы общества и государства. Каково ваше мнение на этот счет?

- Название «общеобразовательная школа» - не случайное. Поэтому я не думаю, что все школы России, что называется, кинутся в профессиональную сторону. Большинство, как всегда, будут заниматься общекультурным образованием своих учеников, предоставив им при этом возможность более солидно, за счет углубленного изучения курсов вникать в ту предметную область, которая их более всего интересует. При этом я очень не люблю, когда под фундаментальностью образования понимают нагромождение каких-то научных или околонаучных вещей. Фундамент - основание, и нам всем пора в каждом предмете выделить фундаментальные вещи.

- Все знают, что успешны реформы, идущие снизу, но многие считают, что на протяжении последних лет реформы в образовании шли не только сверху, но зачастую и поперек мнения педагогов. Чем станет государственная политика в области образования: политикой чиновников или политикой педагогов?

- Я не столь категоричен в оценке реформ. Возможно вверху аккумулировалось и формулировалось то, что назрело в обществе. Другое дело, что у нас тактика очень часто дискредитирует стратегию, то есть стратегия вроде бы правильная, а тактика никуда не годится. Что касается учета мнения педагогического сообщества по поводу реформ, то миссия чиновника - строить такую систему образования, которая будет удовлетворять потребности государства, населения, общества, даже если она осложнит труд учителей. Мнение педагогического сообщества обязательно должно быть одним из экспертных мнений в разработке государственной политики в сфере образования, но государственная политика в сфере образования должна главным образом учитывать интересы не педагогического сообщества, а интересы общества, населения, семей, граждан, потребности тех, кто пользуется услугами системы образования, для кого она существует. Я понимаю, что не все решения органов управления - бальзам для работников системы, но они не могут и не должны быть только такими. Но при этом абсолютно очевидно, что любое усиление требований к учителю, к школе без адекватного усиления самого учителя и самой школы занятие бесполезное и вредное не только для системы образования, а в итоге и для всего общества.