Дети стали строить различные предположения, мы стали вместе рассуждать о том, что они знают о воде, откуда берется вода. Можно ли пить морскую воду? Что будет, если на земле исчезнет вода? Сколько капель воды в стакане, правильно ли человек использует воду?
Следующим шагом стало заполнение древа познания «Что я знаю?» и древа познания «Что я хочу узнать?». Древо познания «Что я знаю?» позволило выявить, какие представления о воде уже есть у моих воспитанников, например, они знали, что воду можно пить; она нужна всем живым существам; она бывает пресная и соленая; бежит по трубам из реки; нельзя пить воду из реки.
Работа с древом познания «Что я хочу узнать?» позволила выявить, что интересует конкретно каждого ребенка. Скажем, детей интересовало, что будет, если на земле исчезнет вода, сколько капель воды в стакане, можно ли пить морскую воду, как очищать воду, правильно ли человек использует воду, как вода приходит к нам в дом и в детский сад, куда девается использованная вода, кто живет в воде. Затем мы вместе с детьми обсудили, где можно найти ответы на все эти вопросы. Дети предложили много вариантов поиска информации: прочитать в книгах и энциклопедиях, посмотреть в Интернете, сходить в музеи и, конечно же, спросить у родителей. С этого предложения детей началось активное участие родителей в реализации проекта, а многие вопросы, на которые дети хотели получить ответ, стали основой индивидуального детско-родительского проекта.
В детском саду мы создали клуб «Любознайка» для детей и взрослых. На заседаниях клуба обсуждали различные вопросы реализации проекта, например, в какие музеи города родители могут пойти с детьми, какие экскурсии организовать. Особое место заняли игровые семинары и практикумы, разработанный нами информационный сайт, тематический буклет для родителей. Вот некоторые рекомендации, представленные в буклете: внимательно выслушайте своего ребенка, помогите ему найти необходимую информацию, понаблюдайте за использованием воды на улицах города, в квартире, окажите помощь в выполнении творческих заданий, поощряйте инициативу ребенка, радуйтесь вместе с ним его успехам.
После этого начался самый объемный исследовательский этап, который осуществлялся как в дошкольном учреждении, так и дома. Он основывался на реализации принципа интеграции образовательных областей и использовании специфичных для дошкольников видов детской деятельности: рассматривание иллюстраций, книг, энциклопедий; чтение художественной и научной литературы; просмотр мультипликационных и познавательных фильмов; организация различных опытов и экспериментов, экскурсий и наблюдений, рисования и конструирования.
Экологическая акция «В капле - весь мир» предоставила возможность ребенку на основе проведения собственного исследования узнать, где есть вода и как она применяется. Для фиксации наблюдений мы использовали карточки с условными обозначениями. Полученные ребенком в ходе практической деятельности знания позволяют самостоятельно сделать выводы о том, что каждый день в детском саду используют очень много воды, поэтому ее надо беречь, нельзя тратить понапрасну, обязательно закрывать кран, если из него течет вода и ею никто не пользуется. Дети отметили, что следить за тем, чтобы вода зря не пропадала, поможет специальный счетчик, который должен быть установлен в каждом доме и в каждой квартире.
Поисково-исследовательская деятельность продолжалась и за пределами детского сада. Дети наблюдали использование воды дома, в пожарной части, на автомойке, при поливе улиц. На основе анализа наблюдений родились идеи о том, как можно экономить воду в детском саду: это установка посудомоечных машин со вторичным использованием воды; растапливание снега; сбор дождевой воды; экономичный полив комнатных растений; сбор воды путем естественного испарения.
В ходе реализации проекта мы создали музей воды, в котором представлены макет водонапорной башни, очистительных сооружений, различные фильтры для очистки воды, счетчики и многое другое.
Реализация нашего проекта способствовала поддержке детской инициативы, развитию самостоятельности и активности, партнерства между детьми и взрослыми, воспитанию личности маленького гражданина, который бережет и рационально использует природные ресурсы. Воспитание такого гражданина начинается с бережного и ответственного отношения ко всему, что его окружает. Мы надеемся, что наши воспитанники станут достойными гражданами нашей страны.

Светлана РАКИТИНА, воспитатель детского сада №473