Некоторые свойства и особенности песка
Песок - природный материал, он наполняет энергией и дает ощущение творца любому человеку, взаимодействующему с ним.
Песок позволяет работать каждому и даже тому, кто не обладает особым художественным даром, а потому боится оценки и отказывается рисовать.
Песок успешно забирает в себя негативную энергию и положительно заряжает.
Песок состоит из мельчайших песчинок, работа с которыми активизирует чувствительные точки на кончиках пальцев и нервные окончания на ладонях, что самым положительным образом сказывается на работе всех внутренних систем человеческого организма.
Работа с песком требует времени, она обучает человека терпеливости.
С самого детства песочница - первая игровая среда ребенка вне дома, с помощью которой он познает окружающий мир. Песок помогает детям находить взаимопонимание. У них возникает потребность в общении друг с другом, что, конечно же, благотворно влияет на развитие коммуникативных навыков, развитие речи. Поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу для развития и обучения детей. Но всегда эту среду мы использовать не можем в связи изменениями погодных условий, но мы вполне можем воссоздать эту среду в помещении.
На детей песок действует как магнит. Прежде чем они успеют осознать, что делают, их руки сами начинают просеивать песок, строить тоннели, горы. Если к этому добавить миниатюрные фигурки, игрушки, тогда появляется целый мир, разыгрываются сюжеты и ребенок полностью погружается в игру. Ребенок в процессе песочной игры имеет возможность выразить свои самые глубокие эмоциональные переживания.
Наши задачи:
    дать возможность быть самим собой, не менять и не переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а развивать мелкую моторику;
    воспитывать интерес к разнообразию человеческих отношений;
    способствовать интеграции детей с ОВЗ в среду сверстников;
    формировать коммуникативные навыки детей, способствовать успешной адаптации в коллективе;
    развивать психические процессы детей, познавательные способности;
    укреплять физическое и психическое здоровье детей;
    обеспечивать эмоциональное благополучие;
    расширять кругозор детей, создавать атмосферу радости и удовольствия,
    воспитывать чувства симпатии к сверстникам, формировать единый детско-взрослый коллектив.
При применении песка мы учитываем:
- согласие и желание ребенка;
- отсутствие у ребенка аллергии на пыль от сухого песка, кожных заболеваний и порезов на руках.
Также необходимо обговорить правила обращения с песком:
- играть только в поле песочницы;
- не выносить игрушки за пределы песочницы;
- не кидаться песком;
- мыть руки после занятий песком.

Игры с песком
Наши дети особенно любят такие игры, как:
- «Секретики». Игра проводится с усложнением. Детям предлагаем «засекретить» геометрические фигуры, буквы, цифры.
- «Угадайка». В песке спрятаны буквы (количество варьируется). Ребенок находит буквы и составляет слова.
- «Страна слов». На поверхности песка написано слово с пропущенной буквой. Ребенку предлагаем написать пропущенную букву палочкой.
- «Сапер». Рука одного играющего превращается в «мину»: она может находиться в песке в любом положении. Задача другого играющего - «сапера» - откопать «мину», не дотрагиваясь до нее. «Сапер» может действовать руками, дуть на «мину», помогать себе тонкими палочками или перышками.
Можно сказать, что перенос традиционных педагогических занятий в песочницу дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения дошкольников.
Во-первых, существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.
Во-вторых, в песочнице мощно развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта».
В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а также речь и моторика.
В-четвертых, если говорить о самых маленьких, совершенствуются предметные действия, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.

Елена ЧЕРНОВА, воспитатель Центра развития ребенка - детского сада №1948