Мне было интересно соединить два моих увлечения, посмотреть, как могут ребята разного возраста справляться с настоящими и громкими барабанами. Я понимал, что им будет полезно развить чувство ритма, усидчивость и в конце концов побарабанить и пошуметь в свое удовольствие, ведь так часто мне самому приходится их просить быть потише и не шуметь. А им ведь хочется!
Руководитель нашего образовательного учреждения Мария Прочухаева пошла мне навстречу и обеспечила всем необходимым для создания «барабанной мастерской». Сегодня это хорошо оборудованное помещение, набор качественных детских барабанов и перкуссии. Изначально занятия мы вели вместе с Михаилом Игнатовым (тогда психологом нашего сада), профессионализм которого очень способствовал уверенному старту нашего проекта. Так как оба мы оканчивали психологические вузы, цели, задачи и методы мастерской были выбраны с учетом возрастных особенностей различных групп детей дошкольного возраста, играющих с нами на барабанах. Сейчас мы проводим занятия вместе с нашим музыкальным руководителем Наталией Таравердян.
В течение года сложилась довольно четкая структура игрового сеанса (или мастерской), дифференцированная с учетом возраста детей (от 3 до 7 лет). Длительность игрового сеанса 40 минут. Обычно в мастерскую приходят дети из одной группы в вечернее время. Участие в мастерских добровольное, мы никого не заставляем идти с нами. Численность группы - от 4 до 10 человек. В основном во время мастерской мы сидим на ковре и подушках, есть место, чтобы побегать и поиграть между упражнениями.
В ходе занятия мы используем барабаны и перкуссию стран и народов мира, записи музыкальных фрагментов, различные атрибуты для игр.
Сценарий мастерской (игрового сеанса):
    приветствие (определенный ритуал начала мастерской);
    эмоциональное включение (обычно веселая игра, чтобы задать положительное эмоциональное настроение);
    ритмическая разминка (издаем звуки собственным телом - методика bodypercussion, ритмичные игры с передаванием, перебрасыванием);
    «Здравствуй, барабан!» (знакомство с новым музыкальным инструментом, поочередная игра на нем всех детей с обязательным общим поощрением);
    подвижные игры (хороводные, групповые подвижные игры, позволяющие выпустить накопившееся за время сидения напряжение. Чаще всего они проводятся под музыку или стихотворный текст, что помогает двигаться, ориентируясь на ритм);
    разминка с барабанами, упражнения на музыкальных инструментах (повторение за ведущим, смена темпа/громкости/тембра игры, игра с опорой на визуальное восприятие);
    игра под музыку (включаем музыкальный фрагмент или начинаем играть музыку, включая детей в совместное музицирование. Часто используем игровые моменты «Тише! Громче! Только девочки! Только мальчики!»);
    расслабление (плавные движения с выключенным светом под музыку, отдых);
    рефлексия (спрашиваем, кому и что понравилось, напоминаем, что было);
    ритуал прощания.
Во время занятий мы стараемся поддерживать уютную атмосферу и дать каждому ребенку раскрыться по-своему, в то же время, имея необходимый при работе с детьми уровень дисциплины, мы не допускаем поведения, мешающего нам или другим детям.
С моей точки зрения как психолога, подобные занятия помогают развивать у детей произвольность (особенно важно для школы!), мелкую и крупную моторику, способность ориентировать свою деятельность как на внешние раздражители, так и согласовывать ее с деятельностью других людей.
И конечно же, самое важное, что мы хотим дать детям в нашей мастерской, - это радость от игры на разных музыкальных инструментах и удовольствие общения. Мы хотим создать место, где творчество ребенка поддерживается и у него есть возможность показать себя или просто пошуметь вдоволь, чтобы другие услышали и даже похвалили его. Эмоциональная разрядка особенно полезна детям дошкольного возраста, живущим в современном напряженном социуме.

Сергей МАЙОРОВ, воспитатель детского сада №288