Снижающийся уровень бытовой культуры, широкое распространение низкопробной бульварной литературы, бедное, безграмотное «говорение» с экранов телевизоров, агрессивно-примитивная речь, насаждаемая телевизионной рекламой, западными боевиками и мультфильмами, - все это создает предпосылки и прямую угрозу надвигающейся культурной катастрофы, не менее опасной, чем экологическая. Кукла помогает ребенку не потеряться в этом мире, понять красоту человеческих отношений, доброту, избавиться от страхов и иных личностных затруднений.
Кукла-марионетка - это разновидность театральной куклы, которую ребенок приводит в движение при помощи нитей, она прекрасна тем, что «оживает» в детских руках. Роль взрослого в том, чтобы переключить внимание ребенка с него самого на куклу, своим примером показать, что играет только кукла, а помощь ей в этом оказывают его руки.
Процесс изготовления куклы во многом уже сам по себе помогает успокоиться, снизить напряжение, тревожность, агрессию, а также развивает мелкую моторику рук ребенка, развивает его фантазию и образное мышление. Совместное творчество взрослых и детей в этом отношении наиболее оправданно.
При изготовлении куклы очень важно, чтобы ребенок активно принимал участие в создании образа куклы, давал советы, комбинировал материалы, даже, возможно, что-то пришил сам. Изготовление кукол, «оживление» их, придумывание сказок для проигрывания дает широкое поле для развития творчества, как у взрослых, так и детей.
Работая с куклой, говоря за нее, ребенок по-иному относится к собственной речи. Игрушка полностью подчинена воле ребенка и в то же время заставляет его определенным образом говорить и действовать, отвлекает ребенка от речевых трудностей, позволяет ему не фиксироваться на них. Изготовив кукол, можно сделать кукольный театр. Театрализованная деятельность близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и тесно связана с игрой.
Совместно с детьми мы изготовили кукол-марионеток (Дюймовочка, Принц, Жаба, сын Жабы, Мышь, Крот, Ласточка, Рыбка, Жук, Жучиха). Эти куклы по величине и способу управления ими удобны для детей, однако требуют ловкости, координации движений, точности ручных действий.
Прежде чем поставить спектакль по мотивам сказки Г.Х.Андерсена «Дюймовочка», мы много играли, например, дети с удовольствием разыгрывали такие этюды, как «Две лягушки в пруду», «В гостях у крота», «Принц и принцесса», создавали творческие игровые зарисовки из жизни кукол-марионеток, придумывали различные сюжеты.
Одним из итогов проекта стал прекрасный спектакль по сказке Г.Х.Андерсена «Дюймовочка» с куклами-марионетками, который дети старших групп показали младшим. На спектакле присутствовали и родители, увидев наш самодельный театр, они были приятно удивлены открывшимся талантам своих детей, оставили много положительных отзывов о спектакле и проекте в целом.

Олеся КОНЮХОВА, воспитатель Центра образования №1240