Как музыкальный руководитель, я рассматриваю пение как средство всестороннего развития дошкольников, которое формирует правильное дыхание, укрепляет легкие и голосовой аппарат. По мнению врачей, пение - лучшая форма дыхательной гимнастики. Я разработала музыкально-игровую артикуляционную гимнастику для детей дошкольного возраста, которая позволяет детям петь, двигаться, слушать и слышать музыку, четко и ясно произносить звуки и слова. Дети непринужденно и весело играют, а я, как педагог, решаю поставленные образовательные задачи - сформировать у детей правильную дикцию, умение слышать и дифференцировать звуки, развивать диафрагмальное дыхание.
Средством достижения поставленных задач стало использование увлекательных артикуляционных упражнений в игровой форме. Например:
- «Пришла в гости лошадка» - детки весело изображают лошадь, цокая языком;
- «Кошечка хочет молока» - дети языком имитируют, как кошечка пьет молоко;
- «Умывание» - детки языком совершают круговые движения по губам;
- «Поездка на машине» - поток выдыхаемого воздуха активно посылается к расслабленным губам, при этом идет извлечение звука, который образуется при вибрации губ;
- «Чистим зубки» - дети имитируют чистку зубов, как зубной щеткой.
Очень часто вызывает улыбку на лице воспитанников упражнение «Ленивый язычок», когда дети кладут расслабленный язык на нижнюю губу - язычок устал и, не изменяя позиции языка, поют музыкальную фразу.
Используемые мною базовые элементы, на основе которых строятся игровые упражнения, - осмысление нами технологии логопедической работы. Дальнейшее развитие этой методики я вижу в создании новых, более совершенных, интересных и полезных упражнений, которые способствовали бы реализации поставленных мною образовательных задач.
В своем проекте я хотела показать, что систематическую работу по развитию звукопроизношения и дикции должны осуществлять все педагоги, работающие с детьми дошкольного возраста. Тогда действительно станет больше детей, которые приходят в школу с хорошей, внятной речью.
Все материалы по музыкально-игровой артикуляционной гимнастике для педагогов дошкольных учреждений и родителей представлены на сайте нашего образовательного учреждения.

Оксана СУРКОВА, музыкальный руководитель Центра образования №1925