Мир Science (от англ. science - наука) - так я назвала направление, потому что оно представляет собой получение знаний о природе путем научного экспериментирования и вносит разнообразие в образовательный процесс посредством экспериментирования, анализа, продуктивного развития.
Мы начали развивать детское экспериментирование со дня открытия нашего детского сада, как раз тогда это направление дошкольной педагогики стремительно развивалось и приобретало популярность. Идея создания клуба маленького исследователя родилась из материальной среды, созданной в детском саду. Как другие сады-новостройки, мы имели две великолепные мобильные лаборатории - «Весовые измерения» и «Наблюдения за погодой». Шли годы, стали появляться книги и журналы, телепередачи и веб-сайты, полностью посвященные детскому экспериментированию, сегодня в нашем распоряжении находится широкий спектр мобильных лабораторий «Cornelsen», а также наборы для изучения физических явлений «Научные развлечения».
Ежегодно более ста детей становятся постоянными членами клуба маленького исследователя «Science». Благодаря наличию блога «Академия детства» нам известно, что наши выпускники сильные ученики, участвующие во всероссийских научных и математических олимпиадах. И это очень радует!
Что дает исследовательская деятельность дошкольникам? Дети знакомятся изнутри с явлениями и объектами живой и неживой природы, учатся всматриваться, ставить вопросы, овладевают способами практического взаимодействия с окружающей средой, что обеспечивает бесконечное разнообразие опыта детей и способствует выработке собственного философского взгляда, становлению их мировидения. Кто-то спросит меня, зачем это надо? Детям 5-7 лет, конечно, непросто понимать основы научных знаний, давать ответы на собственные вопросы, но эта деятельность дает им хорошую возможность развивать навыки рассуждения, искать ответы на свои вопросы через исследование окружающего мира. И это замечательно!
Учась рассуждать, дети ищут решения, не боятся ошибиться. Нельзя познать что-либо с первого раза, но навыки познания подталкивают их к формированию подхода к научному исследованию. Совместная форма организации работы поощряет детей к взаимодействию между собой для повышения понимания за счет вербальной и визуальной сфер.
На мой взгляд, формирование фундаментальной исследовательской базы в детском саду очень важно для каждого ребенка. В этом возрасте у детей формируются представления о том, что собой представляют естественные науки. Мы полагаем, что разрабатываемая нами программа «Естественно-научное экспериментирование» поможет детям в школе легко адаптироваться к восприятию новых предметов естественно-научного цикла: экологии, биологии, истории, географии и более конкретных дисциплин. Для этого умения должны базироваться на имеющемся опыте и знаниях ребенка.
Все дети нуждаются в высококачественных программах, которые включают основные естественно-научные представления с учетом требования для дальнейшего изучения специальных предметов. Наши занятия основываются на углублении интуитивных и эмпирических знаний детей. Поэтому программа базируется на знании особенностей детского развития. Для ее обеспечения создается предметная среда, которая стимулирует активность детей и способствует их стремлению изучать предмет впоследствии. Мне кажется это важным.
Старшие дошкольники нуждаются в мощной понятийной базе наряду с поддержкой развития навыков учения и их естественных склонностей к решению проблем. Что важно, понимание моделей, измерений, свойств вносит вклад в освоение не только естественно-научных и математических представлений, но и изучается параллельно с ними. Мы используем проблемно-поисковый метод, рассуждения и доказательства, связи, объединения. В процессе деятельности с переносными лабораториями наши дети имеют много возможностей для анализа, исследований, открытий, вариантов решения проблемных ситуаций. Детские научные лаборатории стимулируют развитие логического мышления, все время поощряют детей к взаимодействию для повышения понимания за счет вербальной и визуальной сфер.
Как следствие дети к семи годам совершенствуют свои представления по крайней мере на уровне интуитивных ощущений, даже раньше, чем они достигают школьного возраста. Не правда ли, замечательно? Почувствуйте себя естествоиспытателем в клубе маленького исследователя Science!

Анна БОРОЗДИНА, воспитатель детского сада №2523 «Академия детства»