Какие это книги? Как их делали? Как на них писали? Как их хранили? Где об этом узнать? Эти вопросы легли в основу нашего проекта. Идею своей коллеги по работе Оксаны Анатольевны и ее сына я поддержала с большим интересом и удовольствием. Через призму истории нам удалось открыть своим воспитанникам новый взгляд на книги. Создавая копии первых, древних книг, мы с детьми обращались к первоисточникам - красочным изданиям, собрали целую коллекцию интереснейших книг и именно из них узнали технологию производства бумаги (основы для книг), производства не только современного, но и древнейшего, изобретенного в Китае. Поняв саму суть всего процесса, мы, как китайцы в древности, принялись за изготовление бумаги вручную.
Сделать декоративную бумагу дома не труднее, чем сварить суп. Даже украшения для вашей бумаги могут найтись среди суповых ингредиентов, почти все оборудование для изготовления бумаги тоже находится на кухне. Пожалуй, самое трудное - это сделать форму для бумаги. Для того чтобы сделать бумажную форму, вам понадобится небольшая рамка для фотографий и пластиковая сетка на окна от комаров. Необходимо вырезать кусок сетки размером с рамку, с нижней стороны набить сетку на рамку гвоздями или мебельными скрепками, хорошо ее натягивая, и форма готова. Нужно вырезать еще несколько листов оконной сетки размером немного меньше, чем внутренний размер рамки: они понадобятся для того, чтобы легче было вынимать бумажную массу из формы. От чего зависит размер формы? От того, какой величины будут таз или лоток, в который мы будем опускать форму, нужно, чтобы была возможность вынуть форму из лотка руками.
Самый простой способ изготовить бумагу - использовать старые газеты, ненужные журналы, рекламные листовки, одним словом, макулатуру. Правда, бумага из газет получится сероватой. Что нужно для ручного изготовления бумаги? Большая миска для вымачивания старой бумаги, кухонный блендер-стакан, таз или лоток для воды, в который опускают форму для бумаги, форма для бумаги, полотенца, на которых можно сушить бумагу, украшения для бумаги и ваше творческое воображение.
Собрав все необходимое, можно приниматься за работу. Разорвать приготовленную бумагу на мелкие кусочки и замочить бумажные обрывки в миске с горячей водой. В зависимости от типа бумаги понадобится от 10 минут (для салфеток и газет) до 12 часов (для глянцевых журналов). Для первого раза возьмите бумажные салфетки или газеты, а потом поэкспериментируйте с другими видами бумаги. Затем необходимо налить в блендер воды наполовину, добавить небольшое количество вымоченных бумажек и включить его на самую маленькую скорость, налить в лоток воды немного меньше, чем толщина бумажной формы, положить в форму дополнительный лист оконной сетки, разложить приготовленные украшения на сетке бумажной формы, поместить форму в лоток с водой, налить бумажную массу из блендера в форму, распределить бумажную массу в воде равномерно по форме, одновременно поправляя и добавляя украшения. Затем нужно вынуть форму из лотка, стараясь не наклонять ее, и дать воде стечь, накрыть бумажную массу еще одним листом оконной сетки и перевернуть форму на полотенце, накрыть лист вторым полотенцем и аккуратно разгладить руками, отжимая оставшуюся воду, осторожно снять сетки и дать листу высохнуть на полотенце, можно поменять полотенце на сухое. Если декоративная бумага нужна вам срочно, то можно прогладить ее теплым утюгом, положив лист между газетами. У готовой бумаги будут слегка неровные края - подтверждение того, что эта бумага ручного изготовления.
В 1970-х годах было возрождено искусство ручного изготовления бумаги. Бумага ручного литья не только необыкновенно красива. Эта технология дает вторую жизнь макулатуре, от которой нужно было бы избавляться - сжигать или закапывать, тем самым засоряя природу. Из самодельной декоративной бумаги можно сшить книгу, сделать открытку.
После того как дети сделали маленькие авторские книжечки из бумаги, изготовленной своими руками, мы, родители и педагоги, поняли, что книга, то есть материал, из чего она сделана, вызывает у дошкольников не просто любопытство, а множество вопросов, а у некоторых детей самый настоящий познавательный интерес.
Первая книга, с которой знакомится ребенок, - это бумажная, невозможно недооценить ее значения в развитии ребенка, обогащении его внутреннего мира и познания окружающего, тем важней для нас сохранить у ребенка этот интерес, эту любовь к книге.
Для нас важно, чтобы у детей развивались познавательные интересы к книге, процессу ее создания, информации, которую она содержит, ее истории. Не менее важно то, что фантазия детей, их воображение, стремление к творчеству также могут найти свое выражение. Но главным итогом мы, дети и взрослые, считаем наш выбор в пользу бумажной, рукотворной, авторской книги с интересным историческим или любым другим содержанием.

Кристина КОЛДЫШЕВА, старший воспитатель школы №982