Наблюдая за детьми 4-5 лет, я обратила внимание, что они разбирают игрушки, наблюдают за предметами, стараются не только рассмотреть, но и потрогать их руками, подключая все остальные чувства и ощущения: вкус, слух, обоняние. К старшему дошкольному возрасту дети моей группы не только овладели знаниями, но также научились добывать эти знания самостоятельно. Существенную роль в этом играет поисково-познавательная деятельность в форме экспериментирования. Экспериментирование наряду с игрой - ведущая деятельность ребенка-дошкольника.
В ходе экспериментирования дети вместе со мной учились наблюдать, размышлять, сравнивать, обобщать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, соблюдать правила безопасности. Я наметила план работы, который рассчитан на два учебных года (старший и подготовительный к школе возраст).
Мы использовали особую последовательность при организации детских исследований, состоящую из двух шагов:
1-й шаг: детям предлагается провести эксперимент, о результатах которого они не знают, в ходе выполнения задания дети приобретают новые знания.
2-й шаг: детям известен результат эксперимента, их задача состоит в проверке правильности его предполагаемого итога.
Делая предварительные выводы по результатам проведения детьми серии опытов и экспериментов, направленных на изучение живой и неживой природы, я отметила, что дети самостоятельно делали выводы и подводили итоги собственной деятельности.
Результатом работы в этом году стало создание Книги знаний, где описание опыта (эксперимента) сопровождают его зарисовка и фотография.
Рассмотрим несколько листов нашей Книги знаний.
- Серия опытов, объединенных общей темой «Звук», проводилась по уже известным двум шагам.
Первым шагом стало знакомство с принципом проведения звука. Дети привязали к пальцам веревочки с привязанными на них ложками и поднесли к ушам, ударив ложками о край стола. Они сказали, что слышат звук. После этого я объяснила, что от удара ложки о стол веревка, на которую та была повешена, начала дрожать, вибрировать, а звук, словно волна, побежал от ложки к ушам, вследствие чего они услышали звон, издаваемый ложкой от удара.
Следующим шагом был рассказ об известном всем с детства средстве связи на небольшом расстоянии. Выяснив вместе с детьми, какие средства для общения на расстоянии они знают, мы решили остановиться на телефоне. Определив, что трубку и аппарат связывает провод, мы решили сделать такой «телефон», который можно создать в условиях детского сада из доступных материалов. Для того чтобы подобрать нужный «провод», детям было предложено самостоятельно определить, какой же из всех предложенных станет лучшим проводником звука. Наконец мы нашли нужные материалы, ими оказались толстая проволока и леска, телефон готов. Удивлению детей не было предела, когда мы подсоединили эти «проводки» к пластиковым стаканчикам. Первая же проверка связи вызвала бурную реакцию у детей, массу положительных эмоций.
Одна из страниц книги - «Загадочное электричество». Как часто приходится наблюдать ситуацию, когда расчесываешь волосы, а они начинают подниматься вслед за расческой! Я рассказала детям, что это явление называется статическим электричеством, и предложила самостоятельно проделать этот опыт. На первом этапе мы провели опыт «Актиния» с тонко нарезанной фольгой и расческой. Потерев расческу о волосы или о шерстяную кофту, мы получили тот же эффект, что и с волосами. Дети почувствовали себя волшебниками, они тут же начали проверять, не удастся ли им заставить двигать другие предметы, не прикасаясь к ним. Но впереди нас ждал следующий шаг, где детям нужно было самостоятельно найти то, что все-таки заставит двигаться предметы под действием статического электричества. На столе перед детьми лежат в тарелочках различные вещества и предметы: мелко нарезанные кусочки бумаги, железная стружка, овсяные хлопья и другие. Удивление у детей вызвали подпрыгивающие хлопья, словно попкорн на сковороде. Вместо бумажек дети предложили использовать конфетти, создав этим эффект праздника. Опыт получился не только интересным, но и очень красивым.
Следующая страница нашей книги - тема «Магнит», которая очень заинтересовала детей. Первым делом мы определили предметы, которые притягивает магнит. Интересно было наблюдать за детьми, когда они пытались опровергнуть результаты, например, если пластиковая пуговица не притягивалась и мы собирались ее вычеркнуть из списка, то кто-то вставал и говорил, что это неправда, ведь если она будет железной, то магнит ее обязательно притянет. Мне, как педагогу, была приятна подобная детская активность. На втором этапе я предложила детям перевернуть пробирку с насыпанными в ней железными опилками на стекло, а под низ поднести магнит. Осторожно подняв пробирку, дети обнаружили, что столбик из опилок принял форму пробирки. Это объясняется тем, что намагниченный элемент сам становится магнитом.
В завершение я предложила детям изготовить самодельный «магнит», используя всего лишь батарейку, проволоку и карандаш. Дети с восторгом следили за результатом, действительно, нам удалось притянуть мелкие железные предметы.
В перспективе мы планируем включить в работу в следующем году серии опытов, расширяющих и углубляющих знания детей о воде и воздухе, свете и цвете, магнетизме и электричестве, весе и притяжении, звуке и теплоте, земле и космосе, что позволит подготовить детей к успешному освоению в школе предметов естественно-научного цикла.
Вся эта педагогическая работа показала возможность личностно ориентированного взаимодействия взрослого с ребенком, позволила создать особую атмосферу, дающую возможность каждому из детей реализовать свою познавательную активность.

Екатерина КУРСАКОВА, воспитатель школы №118