Кроме роли папы и мамы взрослые в этом мире имеют большое число разных социальных ролей. Успешное умение справляться с разными социальными ролями зависит от способности использовать поддержку разных социальных институтов и расставлять ролевые приоритеты в зависимости от своих потребностей и потребностей своей семьи.
Общаясь с членами семей воспитанников, порой приходится наблюдать, что некоторые родители смотрят на социальные институты поддержки семьи, среди которых и детский сад, как на своих должников. Иногда приходится видеть закрытую позицию семьи, в которой родители не столько сотрудничают, сколько противостоят, изолируются от социума. Но я вижу и семьи, в которых папа и мама живут с удовольствием, с искренним интересом и увлечением занимаются своими детьми и передают им важную жизненную ценность - позитивный, оптимистичный взгляд на жизнь в целом.
Для меня мегасемья - это «страховочная сетка», которая должна быть у каждого человека. Переплетениями этой «сети» могут быть связи с бабушками и дедушками, с соседями, с друзьями семьи. В мегасемью я бы включила детский сад и школу, спортивную секцию или клуб по интересам. Если семья теряет доброжелательные отношения и возможность получать поддержку в одном месте, она всегда может обратиться в другое, где ее выслушают и поддержат. Одну из своих профессиональных задач в общении с семьями я вижу в том, чтобы помочь каждой семье выстроить отношения с различными социальными институтами на основе партнерства. Сформировав собственный круг поддержки, семья может в случае затруднения воспользоваться им, как страховочной сеткой.
На мой взгляд, именно формирование такой «страховочной сетки» - лучшая профилактика стрессов, немотивированной агрессии, депрессии, суицидов и чувства тотального одиночества - проблем, свойственных жизни больших городов.
На протяжении 10 лет работы в детском саду я вижу, как в выпускной группе родители наших воспитанников становятся хорошими друзьями. Они по очереди забирают детей из сада, вместе ведут детей в музей, театр, водят детей в разные секции и кружки. Многие семьи наших воспитанников потом определяют своих детей в школе в один класс. По традиции ежегодно мы с коллегами встречаемся с нашими бывшими воспитанниками в клубе для старшеклассников «10 лет спустя». Свою задачу в рамках клуба мы видим в подготовке старшеклассников к роли будущего семьянина и формировании ценностного отношения к дому и семье. Встречаясь с нашими выпускниками, я вижу, что дети и родители поддерживают дружеские отношения. Эти родители могут быть спокойны за своих детей, они знают, в какой компании их подросшие дети проводят время.
Как мы решаем задачу формирования партнерских отношений между семьей и социальными институтами мегапространства? Главный ресурс я вижу в использовании методов игрового моделирования. Оно дает родителям возможность «примерять» самые разные воспитательные роли, оказываясь то пассивными потребителями, то игровыми партнерами, то передающими свой опыт другим людям, то получающими удовольствие от процесса совместного поиска в решении воспитательных проблем. Игровое моделирование для нас - основа образовательно-игровых практикумов, обучающих тренингов для взрослых - родителей и педагогов в нашем детском саду. Игровое моделирование также активно используется нами и в образовательной работе с детьми. Моделируя разные способы взаимодействия, получая обратную связь, педагоги, родители и дети приобретают пластичность в обращении друг с другом, становятся более терпимыми, учатся прояснять тревожащие их ситуации.
Для того чтобы такие отношения стали возможны, мы, как один из первых социальных партнеров семьи, придерживаемся в своей работе открытости, эмоциональной вовлеченности (ненасильственные и безоценочные отношения); доступности (ясность видения происходящего и благодарность за любые точки зрения); обратной связи (адресная поддержка активности родителей) и др.
Игровой формат общения с семьями воспитанников сближает педагогов и родителей, дает обеим сторонам бесценный опыт общности. Я, как педагог-психолог, чувствую доверие со стороны родителей, их радость от общения, их уверенность в том, что в детском саду их всегда выслушают, поддержат эмоционально и в случае необходимости помогут.

Вера КРЕЧЕТОВА, педагог-психолог школы №1908