Тезис о том, что ИКТ можно эффективно применять для развития детских способностей, уже ни для кого не новость.

Педагоги создают презентации и используют их в качестве демонстрационного материала при работе с детьми, появляются программные продукты, направленные на развитие мышления и творческого потенциала дошколят (например, «Фантазеры. МУЛЬТИтворчество», «Фантазеры. Волшебный конструктор»), которые успешно интегрируются в традиционную образовательную деятельность. Однако идея о том, что ИКТ могут стать связующим звеном между педагогами и семьями, пока еще не нашла отражения в реальности.
На мой взгляд, странно, что сетевое и дистанционное общение давно стало привычным делом, а в дошкольном образовании предпочитают действовать по старинке: образовательная и игровая деятельность с детьми в стенах учреждения, общение с родителями - там же. Сайты и личные блоги пользователей порой генерируют удивительные эффекты и воздействуют на реализацию тех или иных реформ, общественную жизнь в целом куда серьезнее, чем офлайн-обсуждения и встречи. В лучшем случае у детского сада есть сайт, на котором время от времени обновляется новостная лента, однако возможности, которые предоставляют современные сетевые ресурсы, пока слабо используют для полноценного диалога и сотрудничества.
Можно сказать, что легко организовать взаимодействие с семьями с помощью сетевых ресурсов, в частности, используя обычный блог, сегодня уже есть интернет-проект «Родители по-умному» http://wiseparents.ru, который не так давно был создан в нашем Центре развития ребенка - детском саду №1511.
Что такое блог? Это пространство, где можно делиться своими наблюдениями и размышлениями без излишнего официоза, говоря простым и понятным языком. В нашем блоге множество полезных материалов для родителей - по развитию детских способностей и одаренности, о развивающих играх и игрушках, о подготовке к школе, об обучении ребенка чтению и письму. Команда экспертов http://wiseparents.ru/category/nashi-specialisty, включающая педагогов и психологов, ученых и практиков, делится своими советами и готова ответить на любые вопросы родителей. Чем это отличается от обычного сайта детского сада? В первую очередь возможностью общаться с родителями в удобное для них время. Это не «мертвые», никому не интересные форумы, которые были открыты для галочки. Каждый материал, каждая рубрика содержит комментарии от родителей, отражает их взгляд на заявленную проблему, их вопросы и сомнения, на любой вопрос следует комментарий специалиста. А еще в блоге выложены уникальные материалы к инновационным курсам, созданным в нашем центре. Три года назад мы разработали курс «Программирование для малышей», в котором знакомили дошколят с основными концепциями программирования http://wiseparents.ru/programmirovanie-dlya-malyshej-vy-s-uma-soshli. Зачем это надо? Дело в том, что по большому счету программирование - это искусство составления планов, а значит, занимаясь программированием, ребенок учится планировать и оценивать свои действия, выбирать наиболее эффективный способ действий, находить и исправлять свои ошибки. Не думаю, что эти умения и навыки будут полезны только программистам и технарям, они необходимы абсолютно любому человеку. Современные педагоги и психологи считают их новой грамотностью, которой должен овладеть каждый ребенок.
Дети от курса в полном восторге, но родители стали просить нас помочь организовать подобные игры дома. Мы стали думать, как это сделать. Записывать конспекты занятий и отправлять их родителям? Нам это показалось не слишком интересным решением, и тогда мы решили снимать игры с детьми на видеокамеру. Все видеозаписи мы снабжаем кратким описанием и комментариями, выкладываем в нашем блоге. Теперь любой родитель может повторить какие-то игры и упражнения дома или, что более важно, получить творческий заряд и придумать что-то самому. Кроме того, эти записи играют неоценимую роль при подготовке молодых специалистов.
В нашем центре прошла психологическая диагностика детей, к примеру, была выявлена социальная позиция каждого дошкольника в группе сверстников. Как нацелить родителей на помощь своему ребенку, которого не замечают или третируют его сверстники? На эти вопросы отвечает наш психолог Татьяна Толмачева, а мы выкладываем соответствующую видеозапись в блоге http://wiseparents.ru/lidery-i-autsajdery-vyyavit-i-pomoch. Каждый родитель теперь может в удобное время ее посмотреть и при необходимости задать вопрос психологу.
Материалы и возможности нашего блога ни в коем случае не исчерпывают описанные примеры. Они всего лишь демонстрируют, насколько эффективной и плодотворной может быть идея дистанционного взаимодействия с семьями воспитанников. В будущем году мы собираемся активно использовать блог для работы со слушателями стажировочной площадки «Дошкольное образование: интеллектуальный ресурс развития нации. Одаренные дети. Поддержка детской инициативы» http://sp.eltiland.ru.

Ирина РОГОЖКИНА, педагог-организатор Центра развития ребенка - детского сада №1511