Бесспорно, все в жизни начинается с семьи. Где еще пришедший в мир ребенок найдет заботу и любовь, тепло и ласку? Кто поможет ему сделать первые шаги в познании красоты окружающего мира? Но что же, или вернее - кто же, входит в понятие семьи, такое важное для каждого ребенка? В первую очередь это близкие и дальние родственники каждого из нас (родители, бабушки, дедушки, если повезет, то и прабабушки и прадедушки, тети и дяди, двоюродные и троюродные сестры и братья), а также, например, любимая учительница музыки или врач.
Если посмотреть на мир глазами моих детей, то понятие семьи у них может быть весьма широким, ведь каждый контакт с расположенным к ребенку взрослым для малыша нечто важное. Такое понимание семьи, как людей, расположенных к ребенку и желающих участвовать в его жизни, и подводит нас к понятию мегасемьи.
Какое влияние мегасемья оказывает на развитие моих детей? Да самое разное! И это один из главных ее положительных моментов. Каждый участник мегасемьи, будь то дедушка или музыкальный руководитель в саду, вносит в воспитание детей что-то свое и тем самым способствует их развитию.
Какие же факторы положительно влияют на развитие наших детей в мегасемье? Прежде всего, это наличие и единство ценностных ориентиров всех ее членов. В нашей семье мы выбрали ценностные ориентиры христианства: любовь к Богу и ближним (всем людям и животным), уважение, прощение.
Следующим фактором мне хочется назвать дружелюбные, уважительные отношения между супругами, родителями и детьми, близкими и дальними родственниками, друзьями. В разговорах с нашими дочками мы стараемся не обсуждать недостатки других людей, например, соседки «тети Любы», а стараемся отметить положительные качества каждого человека (ребенка или взрослого), объяснить, что хорошо, когда все люди разные.
В нашей семье появились и свои традиции, например, совместные субботние завтраки, когда наш папа, очень веселый и остроумный человек, печет блины и оладьи, а мы с удовольствием их поедаем, каждый из нас, беря оладышек, фантазирует - на что он похож. Например, Машенька кричит: «У меня уточка», - а Оля говорит: «А у меня - очки». Потом очки (два слипшихся оладышка) обмакиваются в сгущенку и отправляются в рот.
У нас вошло в привычку во время завтрака или ужина придумывать четверостишия. Например, папа начинает: «Оля завтракать не хочет», а я продолжаю: «Только шутит и хохочет». Дети веселятся и присоединяются к этой игре. Оля говорит: «Не хочу я кушать, хочу сказки слушать, я хочу идти гулять», а папа заканчивает: «Свежим хвостиком вилять». Все хохочут!
Еще один фактор, влияющий на развитие детей, - совместная деятельность детей и родителей и других взрослых. Например, прошлым летом мы с удовольствием занимались художественным конструированием из бумаги. Мы конструировали художественные композиции на темы «Жители горного леса», «Степь весной», «Путешествие в джунгли», «Тундра летом», «Кто живет в пустыне». Сколько радости доставил детям этот процесс! Сначала шла подготовительная работа, которая включала расширение детских представлений по теме конструирования, дальше мы подбирали материал, изготавливали детали из бумаги с использованием легкой техники (сминания, разрывания, отщипывания, скручивания) и из них, как из кирпичиков, конструировали изображения объектов и предметов растительного и животного мира. Дети много узнали, например, о разных климатических зонах, о животных, обитающих в них, и о том, как эти животные приспособились к своему месту обитания; многому научились - располагать на листе предметы в перспективном плане, уменьшая размер предметов к линии горизонта и увеличивая их на переднем плане.
В нашей семье мы многие дела делаем вместе. Дети снимают сухое белье с сушилки, подметают пол и стирают тряпкой крошки со стола после еды. У нас есть стенд, на котором нарисованы ежедневные обязанности Оли и Маши - уборка игрушек, подметание пола и стирание со стола на кухне. Вечером я приклеиваю кружочки в специальные квадратики под их обязанностями. Если за неделю число кружочков набирается больше 15, то девочки могут получить небольшой подарок (конфетку, блокнот).
На каждый день рождения детей мы приглашаем гостей и показываем наш семейный кукольный спектакль. Играют, как правило, Оля, я, Настя (двоюродная сестра 11 лет) и кто-нибудь из приглашенных деток. Сценарии к спектаклям начинаем придумывать приблизительно за месяц и тоже вместе, потом делаем нужные декорации. Играют у нас в спектаклях самые обычные меховые игрушки, а папа организует музыкальное сопровождение. Получается хорошо и весело! Часто героями спектаклей становятся два медвежонка - Мишутка (положительный и скромный) и Топтыжка (не очень-то послушный первооткрыватель). У нас накопилось уже несколько историй про Мишутку и Топтыжку!
Еще одним фактором, влияющим на развитие ребенка в нашей семье, стал индивидуальный подход к ребенку каждого члена мегасемьи. Например, в процессе конструирования художественных композиций мы совместно с супругом особенно внимательно учитывали возможности как старшей, так и младшей дочки, так как Оля на 3,5 года старше Маши. Правильно распределенная в процессе работы нагрузка позволила нам научить детей конструировать из бумаги и развить у них познавательные, коммуникативные и регуляторные способности с учетом возраста каждой девочки, например, заинтересовавшись животными и растениями пустыни, Оля с папиной помощью искала их изображения в сети Интернет, а Машенька так полюбила семью орангутангов, изображения которых мы поместили на композицию «Путешествие в джунгли», что сама по своей же инициативе нарезала им кучу бананов из желтой бумаги.
Вот так в нашей семье мы растим и развиваем наших детей, развиваясь вместе с ними как родители!

Тинатина ПАХОМОВА, воспитатель семейного детского сада - детский сад №1873

Информация к сведению

Лауреатами первой столичной биеннале творческих проектов молодых педагогов стали:

Вера Кречетова, педагог-психолог, средняя общеобразовательная школа №1908 Юго-Восточного округа;
Тинатина Пахомова, воспитатель семейного детского сада, детский сад №1873 Южного округа;
Елена Комарова, воспитатель, средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением иностранных языков №1298 Северо-Западного округа;
Анастасия Кузина, старший воспитатель, детский сад №2523 «Академия детства» Западного округа;
Сергей Майоров, воспитатель, детский сад №288 Центрального округа;
Оксана Суркова, музыкальный руководитель, Центр образования №1925 Восточного округа;
Светлана Ракитина, воспитатель, детский сад №473 Северо-Восточного округа;
Ольга Благоразумова, педагог дополнительного образования, средняя общеобразовательная школа №1262 имени А.Н.Островского Центрального округа;
Татьяна Андреева, воспитатель, детский сад компенсирующего вида №2230 Северного округа;
Елена Коноплева, воспитатель, средняя общеобразовательная школа №415 Юго-Восточного округа;
Ирина Рогожкина, педагог-организатор, центр развития ребенка - детский сад №1511 Западного округа;
Олеся Конюхова, воспитатель, Центр образования №1240 Центрального округа;
Ася Соловьева, воспитатель, детский сад №367 Западного округа;
Вера Корякина, воспитатель, средняя общеобразовательная школа №1583 Северного округа;
Ирина Берковская, старший воспитатель, детский сад №2523 «Академия детства» Западного округа;
Екатерина Курсакова, воспитатель, средняя общеобразовательная школа №118 Юго-Западного округа;
Елена Чернова, воспитатель, центр развития ребенка - детский сад №1948 Центрального округа;
Ольга Гончарова, воспитатель, средняя общеобразовательная школа №236 Северного округа;
Анна Бороздина, детский сад №2523 «Академия детства» Западного округа;
Кристина Колдышева, старший воспитатель, средняя общеобразовательная школа №982 Южного округа;
Мария Сычук, музыкальный руководитель, детский сад №367 Западного округа.