Обучение неслышащих дошкольников начинается с развития диалогической речи. В начальной школе - детском саду компенсирующего вида №1851 (первом в России дошкольном учреждении для глухих детей, открытом в сентябре 1945 года) в последние годы стало традицией поведение круглых столов среди специалистов коррекционных учреждений I вида. В настоящее время большинство стран переходят на путь интеграции детей с нарушением слуха. Чтобы научить разговаривать неслышащего малыша, научить его общаться со слышащими, педагогу необходимо постоянно совершенствоваться и заниматься самообразованием. В Москве регулярно проходят семинары известных фирм - производителей слуховых аппаратов Simens и Phonak, на которых мы узнаем о последних достижениях в мире слухопротезирования, есть государственная федеральная программа по реабилитации неслышащих детей методом кохлеарной имплантации. После кохлеарной имплантации слуховые возможности ребенка соответствуют I степени тугоухости, а уровень речевого развития, к сожалению, соответствует глухому ребенку. Дети с кохлеарной имплантацией имеют возможность слышать звуки, а отрабатывать и воспринимать их они смогут, если только их научить этому, только профессиональная и длительная реабилитация оправдывает кохлеарную имплантацию и помогает ребенку начать новую жизнь в мире звуков.
После обучения в Париже в центре «АПАЖ» на курсах повышения квалификации по верботональной методике «Использование современных технологий в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях I - II видов» кроме традиционной системы обучения в своей работе мы стали использовать элементы верботональной методики, которая основана на развитии слухового и тактильно-вибрационного восприятия звуков, максимального использования остаточного слуха и системе использования специальных упражнений фонетической ритмики для формирования произношения. Главная задача слухоречевой реабилитации по верботональному методу - функционально подготовить детей с нарушением слуха и речи к массовой системе обучения, это значит, что ребенок с III - IV степенью тугоухости может научиться слушать в слуховых аппаратах и разбирать речь, произносимую за спиной, на расстоянии шести метров и адекватно реагировать на нее. Речь неслышащего ребенка должна быть достаточно понятна для педагогов и слышащих сверстников, а его подготовка к обучению соответствовать возрасту.
Программа обучения и воспитания неслышащих дошкольников, созданная в 80-90-е годы, не полностью соответствует современным требованиям образования. В связи с этим поиски новых методик обучения неслышащих детей привели нас к использованию верботональной методики.
Нам удалось пробрести звукоусиливающую аппаратуру «СУВАГ» с вибростолом, предназначенным для начального этапа реабилитации, дающего возможность ребенку воспринимать звуки всем телом. Большое внимания во время занятий с детьми на вибростоле мы уделяем развитию моторики, умению напрягать и расслаблять мышцы тела. Раздражая вестибулярный аппарат, как известно, мы тренируем слух. Известно, что неслышащий ребенок реагирует на звуки до 1000 Гц без звукоусиливающей аппаратуры, что в определенной степени может заменить кохлеарную имплантацию.
Для детей с нарушенным слухом характерны проблемы с ориентацией в пространстве. Поэтому стимуляция движением составляет самостоятельный и очень важный вид работы. Основное при такой стимуляции - движение, а главная цель - развитие слушания и речи. Происходит постепенное знакомство и овладение ребенком динамикой, временем, направлением и пространством (развитие проприоцепции) - то, от чего и зависит качество произношения.
В 2007 году учитель-дефектолог Раиса Сулиманова начала экспериментальную работу с неслышащими малышами 2-3 лет с использованием этой методики, отказавшись от положенной по программе дактилологии. Результаты превзошли наши ожидания уже на начальном этапе обучения. На ежегодных мастер-классах этого педагога специалисты коррекционных учреждений и методисты ЮЗОУО отмечали положительную динамику речевого развития детей. В результате чего три воспитанника этой группы в настоящее время успешно учатся в общеобразовательной школе. Сегодня такой вид работы проводится во всех возрастных группах. Мы пришли к выводу, что для развития диалогической речи в самом начале реабилитации можно и нужно использовать АВК (аудиовизуальный курс). Оказалось, что даже маленькие неслышащие дети, имеющие ограниченный словарь, могут оречевлять определенные речевые ситуации.
Наши дети, как и все малыши, очень любят играть. Поэтому мы решили начать работу над развитием диалогической речи, пересмотрев все сюжетно-ролевые игры, типичные для дошкольных коррекционных учреждений (врач, шофер, парикмахерская, магазин, семья), для этого запланировали во всех возрастных группах АВК, учитывая при этом возможность использования речевых навыков, полученных на занятиях в сюжетно-ролевой игре. Работа по развитию диалогической речи начиналась на фронтальных и индивидуальных занятиях учителей-дефектологов. Наглядный и речевой материал для АВК подбирали, максимально приближая его к повседневной жизни детей, с учетом их возрастных и речевых особенностей. После завершения АВК учителем-дефектологом воспитатели активно начинали использовать фразы из этого курса в быту, создавая искусственные и используя естественные ситуации, и проводили сюжетно-ролевую игру. В результате систематической совместной работы педагогов и родителей в течение этого учебного года дети научились не только активно пользоваться предложенным речевым материалом, но и самостоятельно переносить его в другие подобные ситуации, что всегда являлось проблемой в разговорной речи у людей с нарушением слуха.
Наши дети очень красивые, умные, талантливые и большие трудяги. Нужно только быть терпеливыми при общении с неслышащими, уважать их, стремиться оказать им посильную помощь, и все у нас получится.

Е.СЕНЮШКИНА, директор начальной школы - детского сада №1851