Когда мы говорим об образовательной среде, мы чаще имеем в виду лишь один ее элемент - материальную среду: игрушки, мебель, стенды, забывая при этом, что оборудование само по себе не имеет развивающего потенциала. Среда включает гораздо большее число элементов, развитие начинается, когда перед детьми возникает проблема и решить ее можно с помощью оборудования, взрослого или других детей. Таким образом, среда - это материально-дидактическое и техническое оснащение: образовательная программа детского сада и рабочие программы педагогов; игровое оборудование и дидактические пособия (наборы для экспериментальной и исследовательской деятельности, для творческого, физического и познавательного развития, а также литература и цифровые образовательные ресурсы).
Один из важнейших элементов среды - кадровые ресурсы: специалисты, обладающие психолого-педагогической компетентностью, готовые к работе на основе принципов преемственности, индивидуализации и междисциплинарности; воспитатели, способные организовать деятельность детей, а не заучивать или тренировать навыки чтения и письма.
Элементы среды - социальные связи и коммуникация участников образовательного процесса (пространство для совместной продуктивной, творческой, оздоровительной, познавательной деятельности детей и взрослых - музей детского сада, выставки, спортивная площадка, территория, живой уголок, теплица, игровые комнаты, родительские клубы); информационное пространство (интернет-сайт детского сада с информацией об образовательных достижениях детей, условиях образовательной среды, а также опросы и анкетирования, семинары, открытые заседания управляющего совета); наконец, индикаторы успешности воспитания, развития и обучения детей на основе индивидуальных достижений в сравнении ребенка с самим собой и самооценки результатов детьми.
По каким же критериям можно определить, стала ли образовательная среда развивающей средой?
Образовательное учреждение может провести внутренний мониторинг образовательной среды на основе нескольких базовых критериев:
- функциональности - каждый элемент среды должен быть необходимым, применимым и отвечать целям детей и взрослых;
- содержательности - образовательная среда должна раскрывать все содержание образования, предусмотренное в программе;
- открытости - среда должна строиться по правилу рациональности использования пространства и оборудования;
- учета ведущего вида деятельности - среда должна учитывать такой ведущий вид деятельности детей, как игра;
- учета гендерных особенностей - среда должна включать условия для игр мальчиков и девочек, гендерного воспитания;
- гибкости и зонирования - среда должна быть мобильной и доступной;
- безопасности и эстетики - среда должна обеспечивать комфортное и безопасное пребывание детей в детском саду.
Проблема в том, что наличие только одного критерия не делает среду развивающей, например, если в подготовительной группе много мягких игрушек, конструкторов, есть компьютер, но нет книжного уголка, в котором литература размещена в свободном доступе для детей, то едва ли можно говорить о воспитании уважения к книге. В случае, когда в группе отсутствует зона спокойного отдыха, сложно говорить об удобстве и эмоциональном благополучии детей, например, с трудностями в общении. В этом случае мы не можем говорить о том, что среда развивающая.
Казалось бы, нет ничего сложного в создании развивающей среды, но этому препятствует несколько проблем. Во-первых, это отсутствие единого программно-методического обеспечения, отвечающего федеральным государственным требованиям, в 2009 году приказами Министерства образования и науки Российской Федерации почти одновременно были утверждены федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования и федеральные государственные требования для детских садов, сейчас для школ существует перечень рекомендованных и утвержденных Министерством учебников, в комплекте к которым издательства выпускают рабочие тетради, задачники, сборники мультимедийных и методических материалов. В дошкольном учреждении дети еще не работают с учебником, но в старшей и подготовительной группах уже начинают выполнять задания в рабочих тетрадях, государственной экспертизы на соответствие этих материалов федеральным требованиям не проводили, и грифа «рекомендовано к использованию» не имеют ни программы дошкольного образования, ни учебно-методические комплексы. Вторая проблема - отсутствие современного перечня учебного и игрового оборудования, гарантирующего все результаты дошкольного образования и методических рекомендаций по использованию этого оборудования. Если в детском саду дети не имели возможности проводить эксперименты с использованием микроскопа, не моделировали из деталей геометрического конструктора и не пробовали создавать видеофильмы на компьютере, то в первом классе эта деятельность будет для них принципиально новой, в этом случае на освоение средств обучения уйдет больше времени, чем на решение учебных задач. Третья проблема - отсутствие обоснованных схем моделирования предметной образовательной среды в детском саду, именно поэтому логичная (целесообразная, рациональная) расстановка мебели и размещение оборудования не считается сегодня ключевым условием качественного образования, эти проблемы детского сада часто становятся трудностями детей на этапе перехода в первый класс и определения готовности к обучению в школе. В настоящее время подобные проблемы наиболее успешно решаются в больших школах, где есть дошкольное отделение. В первый класс таких школ дети приходят из нескольких дошкольных групп этой же школы, поэтому воспитатели вместе с учителями начальных классов легко согласуют выбор учебно-методических пособий. В большой школе достаточно средств, чтобы оборудовать дошкольную группу всем, что необходимо детям. Моделировать среду, подходящую детям, гораздо проще с использованием ресурсов школы: спортивного зала, школьного музея, библиотеки, мастерских, компьютерного класса и школьной территории.
Таким образом, сегодня задача педагогов и руководителей заключается не только в создании развивающей среды, нужна такая среда, которая способна изменяться в зависимости от новых потребностей детей и взрослых, то есть развивающаяся среда, у московских детских садов есть для этого все необходимые ресурсы.

Михаил БОРОДИН, заместитель директора городского методического центра