Качество - это свойство чего-либо, соответствие требованиям. Если мы говорим о качестве образовательной среды, то это федеральные государственные требования, если о качестве развития детей - это соответствие таким критериям, как возрастная норма, потребности родителей, требования к результатам образования (способности к продолжению обучения, развитию коммуникации, принятию норм и правил). Говоря о качестве образования, мы говорим о качестве результатов. Поэтому сначала нужно понять, что мы развиваем у детей, определить, что будет результатом образования. Главный результат дошкольного образования - это готовность к обучению в школе, в первую очередь функциональная готовность, когда ребенок способен в течение 45 минут находиться в классе, решая учебные задачи, удерживать внимание в ходе выполнения заданий, запоминать достаточное количество информации, успешно осваивать навыки письма или чтения. Интеллектуальная или умственная готовность заключается не в большом словарном запасе или объеме знаний о формах и цветах, а в способности сравнивать, обобщать, задавать вопросы, делать выводы и при помощи этого узнавать больше об окружающем мире. Еще один вид готовности - волевая, обучение в школе требует от детей стараний, выполнения режима, требований взрослых, поэтому важно, чтобы ребенок был готов планировать, преодолевать препятствия на пути к цели, оценивать результат своих действий. Наконец, важна социально-личностная готовность: желание учиться и быть учеником, понимание смысла обучения в школе, согласие принимать и соблюдать правила поведения, а самое главное, стремление к достижениям, успеху и сотрудничеству.
Новый Закон «Об образовании в РФ» делает дошкольное образование уровнем общего образования наряду с начальным, основным и средним общим образованием. В детский сад рядом с домом может прийти любой ребенок вне зависимости от уровня готовности, стартовых возможностей или проблем в развитии, поэтому теперь в образовательной программе каждого детского сада обязательно должны быть предусмотрены сопровождение талантливых и одаренных детей, коррекционная помощь детям с трудностями, работа в области профилактики и социализации.
Важно понимать, где будут впервые востребованы эти результаты и кто является их потребителем. Первые потребители результатов дошкольного образования - родители и учителя начальной школы, результаты дошкольного образования согласуются с результатами обучения в школе, федеральные государственные требования утверждают перечень качеств (портрет выпускника детского сада), необходимых для дальнейшего обучения в начальной школе.
Результаты обучения в школе возникают из качеств выпускника детского сада. Принятие роли ученика и возникновение личностного смысла (цели) обучения зависит от опыта успешного решения образовательных задач еще в детском саду. Способность к сотрудничеству появляется только тогда, когда есть условия для работы в группе или в паре, а овладение межпредметными понятиями происходит, если воспитатель сам владеет ими и может передать их смысл детям, например, предлагает не просто изучить свойства снега и льда, а провести опыты, в которых дети увидят разные агрегатные состояния вещества. Действия планирования, контроля, оценки собственных результатов развиваются начиная с детского сада, а в школе лишь переносятся из игровой на новый ведущий вид деятельности - учебную деятельность. Став частью общего образования, дошкольное образование должно обеспечивать будущие предметные и метапредметные результаты детей, и сегодня без этого нельзя говорить о преемственности и качестве образования.
В отношении детского сада мы часто слышим определение: дошкольное «воспитание», а не «образование». Чтобы понять, в чем различие, нужно обратиться к определению, которое утверждено Федеральным законом: «Образование - это единый процесс воспитания и обучения». Воспитание - важная часть общего образования, но оно не раскрывает его полное содержание. Кроме того, «Общее образование - это вид образования, который направлен на <...> формирование компетенций, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования». Значение понятия «компетенция» связано с освоением способов решения задач в разных видах деятельности. Такие виды деятельности могут обеспечиваться в проектной, исследовательской деятельности детей, в ходе решения проблемных ситуаций. Процесс формирования компетенций связан с поиском детьми эффективных способов решения задач, постановки целей, планирования, оценки результатов. Занятие в «классическом» смысле не может стать средой для достижения таких результатов. Далеко не все детские сады готовы к тому, чтобы заменить показ, объяснение и выполнение по образцу постановкой учебной задачи, дискуссией, экспериментами. Это новая проблема и одновременно требование к технологиям образования в детском саду.
Как выпускающий учитель, могу сказать, что одна из ведущих проблем средней и старшей школы состоит в том, что дети не способны задавать вопросы и ставить проблемы, а значит, их сложно научить ставить цели, планировать деятельность, точнее, уже поздно учить, потому что готовить к этому нужно еще до школы. Таким образом, целесообразно говорить не о качестве образования, а о качестве жизни ребенка в образовательном учреждении: возможности задавать вопросы, выражать собственное мнение, использовать доступные образовательные ресурсы.
Новый Закон «Об образовании в РФ» не предусматривает форм промежуточной и итоговой аттестации выпускников детских садов, но если мы не оцениваем результаты детей, как мы можем утверждать, что гарантируем качество образования? У воспитателя нет такого инструмента, как оценка, но есть все условия для развития у детей пытливости, любознательности, интереса, поскольку эти качества присущи всем детям дошкольного возраста. В школе, наоборот, есть система оценивания, но учителя часто забывают о важности поддержки интереса и инициативы детей. Школьники привыкают действовать по заданным правилам согласно принятым критериям оценки, это влечет за собой проблемы в тех случаях, когда нужно применить нестандартный ход, предложить новое решение, обосновать личный выбор ответа. Здесь важен баланс - интегральная характеристика, объединяющая, с одной стороны, условия для активного обучения, а с другой - гибкую систему оценивания результатов развития детей. Только баланс требований и возможностей позволит сохранять интерес и развивать образовательные результаты детей, то есть повышать качество образования.

Марианна ЛЕБЕДЕВА, директор городского методического центра