От чего и как беречь детей в детском саду?
    Как самих ребят научить распознавать безопасные и опасные ситуации в быту и во взаимодействии со взрослыми и сверстниками?
    Какие современные технологии позволяют сделать жизнь детей в дошкольной образовательной организации безопаснее и интереснее?
Ответы на эти и другие вопросы находят вместе с коллегами-стажерами педагоги базовых образовательных учреждений стажировочной площадки ДОУ №2301 и 2403. Стать стажерами и получить адресную помощь по интересующим проблемам могут самые разные сотрудники дошкольных образовательных организаций: от руководителей до младших воспитателей, но основной акцент в обучении мы делаем на взаимодействии с воспитателями, старшими воспитателями и педагогами-психологами дошкольных образовательных организаций. Для того чтобы стать участником стажировочной площадки, достаточно отправить анкету-заявку по адресу, detsad2301vouo@gmail.com.
Обучение стажеров проходит в форме непосредственного и дистанционного обучения. Мастер-классы, творческие конкурсы, практико-ориентированные семинары и вебинары - вот основные формы трансляции передового педагогического опыта в рамках программы обучения стажеров. Во время мастер-классов и открытых просмотров опытные педагоги демонстрируют широкий спектр форм взаимодействия с детьми: беседы, рассказы, совместные игры и упражнения, личный пример взрослого, использование информационных компьютерных технологий.
Онлайн-консультация - популярная разновидность дистанционного консультирования, используемая для общения с участниками стажировочной площадки. Общение происходит благодаря использованию электронной почты. Участники СП задают интересующие их вопросы, а тьюторы оперативно отвечают на заданные вопросы по электронной почте. Онлайн-консультирование позволяет обеспечить быструю и качественную информационную поддержку участникам стажировочной площадки.
Мероприятия стажировочной площадки проводят в базовых учреждениях вблизи станций метро «Братиславская» и «Щелковская». Мероприятия городского уровня проводят не реже одного раза в квартал; консультации - первый четверг каждого месяца; стажировка у педагогов-мастеров - второй или третий четверги каждого месяца согласно плану. После окончания курса обучения (а он включает непременное посещение четырех очных занятий и всех дистанционных), после выполнения зачетной работы каждый слушатель получает свидетельство.
В январе 2013 года педагогические коллективы дошкольных учреждений Восточного и Центрального округов при поддержке Департамента образования выступили инициаторами организации общегородской акции «Москвичи с рождения - за безопасность дорожного движения». 17 сентября 2013 года акцию провели уже в пятый раз. Уникальность акции состоит в том, что педагоги детских садов каждый третий вторник месяца организуют совместную деятельность взрослых и детей по повышению компетенции родителей в обеспечении безопасности дорожного движения.
«Дети - самая уязвимая категория участников дорожного движения. Максимально защитить их от возможной беды - обязанность родителей и воспитателей. За время летнего отдыха юные москвичи не только окрепли и подросли, но и, к сожалению, подзабыли правила безопасного поведения на улицах и дорогах нашей стремительно развивающейся столицы, - отмечает Мария Цапенко, заместитель начальника Управления развития содержания общего, дошкольного и специального образования Департамента образования. - Да и многие взрослые отвыкли от необходимости постоянно держать дорожную ситуацию под контролем. Поэтому сентябрьская акция - самая ответственная. Именно сейчас необходимо вместе с инспекторами ГИБДД напомнить родителям и дошкольникам основные правила безопасного поведения на улице, сформировать у них осознанное отношение к соблюдению правил дорожного движения. Мы рекомендуем в увлекательных формах (интерактивные игры, викторины, путешествия, спектакли) ознакомить ребят с дорожными знаками и разметкой, сигналами управления движением, правилами поведения на дороге и в общественном транспорте. С такими надежными гидами, как близкие взрослые и педагоги, они успешно преодолеют наиболее опасные «дорожные ловушки» и научатся самостоятельно ориентироваться в мегаполисе».
Акция стала привлекательной формой взаимодействия всех участников образовательного процесса. В течение дня с родителями и дошкольниками организуют занятия семейного клуба (викторины, показ спектаклей, игры-путешествия, продуктивная деятельность по изготовлению плакатов по пропаганде безопасности дорожного движения); тематические занятия; встречи с сотрудниками ГИБДД; мастер-классы; мультимедийные викторины; интерактивные игры-путешествия; выставки детских плакатов и рисунков; выступления «живой» газеты и агитбригад; досуги и развлечения; театрализованные представления силами родителей; мастерские по созданию книг-самоделок и макетов дорожного движения; тренинги вождения самокатов, скутеров и велосипедов. К реализации проекта привлечены воспитанники детских садов, дошкольных отделений школ и социальные партнеры (учителя школ, сотрудники центров пропаганды безопасности дорожного движения, актеры театров, преподаватели, аспиранты, студенты средних и высших учебных заведений).
Радует, что почти все московские дошкольные образовательные организации присоединились к этой полезной инициативе по обеспечению безопасности детей на дороге. В рамках стажировочной площадки педагогический коллектив детского сада №2301 под руководством заведующей Зинаиды Кирилловой ежемесячно совместно с сотрудниками ГИБДД проводит мастер-классы для руководителей и педагогов столичных дошкольных образовательных организаций по проведению занятий семейного клуба. Мы показываем, как можно раскрыть эту проблемную тему в форме интерактивных досугов, викторин, спектаклей и творческих мастерских. Такие встречи позволяют смоделировать возможные опасные ситуации в обстановке, приближенной к реальной, позволяют использовать имитацию образцов поведения, а это действенный метод освоения детьми правил безопасности.
Вот как отозвался об участии в акции дедушка воспитанника нашего детского сада Петр Барбашин: «Меня действительно порадовал неформальный подход к этому мероприятию, то есть оно не для сухого показателя отчетности в работе руководства педагогического коллектива детского сада, что называется, не для галочки. Детям очень нравится демонстрировать свои знания родителям, внук стал более внимательным на улицах города, теперь учит нас, взрослых, как грамотно и безопасно вести себя в той или иной ситуации на дороге. Кто-то из родителей даже пошутил, что детям - участникам акции после ее окончания можно смело выдавать водительское удостоверение».
В рамках программы стажировочной площадки педагогический коллектив ДОУ №2301 выступил с инициативой о создании электронного атласа плакатов по безопасности дорожного движения, в этом проекте приняли участие более 1000 педагогов и 150 родителей воспитанников более чем из 600 детских садов Москвы. В адрес творческой группы по подготовке электронного атласа плакатов за две недели апреля было прислано более 800 работ как результат творческого сотрудничества взрослых и детей. В результате отобрано 100 лучших плакатов, в настоящее время на их основе старший воспитатель детского сада №2301 Галина Глушкова совместно с учителем информатики школы №1034 Ильдаром Хусаиновым работают над созданием обучающего мультфильма для детей дошкольного и младшего школьного возраста. К работе над созданием мультфильма привлечены и воспитанники дошкольного отделения школы №1034.
4 июня в Международном выставочном центре «Крокус Экспо» состоялся Всероссийский семинар-совещание «Основные векторы деятельности по созданию условий для безопасного участия детей в дорожном движении. Опыт России и стран СНГ». К участию в дискуссии были приглашены специалисты, представители органов государственной власти и управления, общественных организаций, научного сообщества. Опыт Москвы по организации общегородской акции, направленной на формирование основ безопасного поведения детей и взрослых на дорогах мегаполиса, представляли заведующая детским садом №2301 З.Кириллова и старший воспитатель Г.Глушкова. Участники семинара-совещания провели всестороннюю дискуссию о наиболее актуальных проблемах в этой сфере, представили собственные разработки и методики, определили перспективные направления деятельности по повышению детской дорожной безопасности.
«Самое главное наше предназначение - мы должны стать и уже становимся той самой площадкой, на которой происходит диалог власти и общества. Важно, что в решении вопросов начинают принимать участие граждане. Мы в свою очередь транслируем запросы общества, в том числе в сфере детской безопасности на дорогах, в адрес органов исполнительной власти, и нас слушают внимательно», - заявил участник семинара-совещания уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка И.Мороков.
В большей безопасности тот, кто предупрежден.